Из мытарей в таможенники: день службы

Sep 30, 2022 10:30


Одним из важнейших направлений деятельности государства является законодательное регулирование перемещения товаров.

От этой политики зависят не только наполнение бюджета, но и скорость, с которой развивается страна. 25 октября в России отмечается День таможни и, как рассказывает обозреватель ГлагоL Олег Павлов, дата историческая.

В этот день в 1991 году был образован Государственный таможенный комитет РСФСР, который через год уже стал России. И не случайно - 25 октября 1653 года, вышел Указ царя Алексея Михайловича «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров». Этот документ считается первым таможенным кодексом в современном понимании, он объединил, упорядочил и централизовал все таможенные правила, существовавшие на Руси.

А они известны еще с дохристианских времен. Так в договорах Великого князя киевского Олега с византийцами от 907 и 911 годов прописаны взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения. Это означает, что данная практика была уже сложившейся, отработанной и являлась обычной. Хотя в современном понятии были лишь элементами таможенного дела, сейчас таможня выполняет более сложные и, если так можно выразиться, тонкие функции.



фото: wikipedia.org



К таким элементам также можно отнести и таможенные посты, которые назывались заставами. Сбор осуществлялся за провоз товара, за торговые места, а также за покровительство от государства купцам. Назывался он «мыто», а его сборщики - «мытарями» и на эти должности назначали людей из княжеской дружины. Таким образом VIII-XI века называют первым этапом формирования таможенного дела на Руси.

Вторым стал период феодальной раздробленности XII-XIII веков, когда Киевская Русь разделилась на отдельные княжества, между которыми были установлены границы, где также появились заставы, а пошлины произвольно брались в пользу отдельного владетельного князя.

На Руси в тот период существовали два вида таможенных сборов - проезжие и торговые. Мыт делился на «сухой» - за передвижение по земле, и «водяной» за проход по рекам и озерам. Сбор за право торговли назывался «замыт», предоставление товара на заставу - «явка», за найм торгового места - «гостиное». Были также «роговая» и «привязная» пошлины за привязывание скота в месте торговли. Все эти деньги несли в мытную. Чаще всего она устраивалась при монастырях, а должность мытаря в этот период была бесплатной, считалась негосударственной, но чрезвычайно почетной.

Следующий период начинается с завоеванием Руси монголами и образованием Золотой Орды, в состав которой она вошла. Слово «мыт» заменяется на «тамга». Тамга в тюркском языке означает печать, клеймо. Его ставили на ханские ярлыки, разрешения на провоз товара и право на торговлю - «тамжили» товар. Так мытари превратились в таможенников.

В эти два периода из-за увеличения мытных, а затем таможенных постов и, следовательно, количества сборов, у торговых людей появляется стремление их объехать. Так возникает контрабанда, с которой отныне будет бороться таможня по сию пору. Так что современным государственным деятелям стоит изучить первопричину ее появления и учитывать, когда без разбора поднимают пошлины, акцизы и штрафы.

Но именно в это время складывается система наказания за неуплату пошлин и контрабанду - да того момента нужды не было, все платили пока она разумная была. Кстати, пеня за неуплату пошлины в то время назывался «заповедью», сам штраф носил кратный размер за разные виды, да еще и кнутом секли.



фото: А. Васнецов. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. Фрагмент. 1902 год

С образованием Московского государства (не просто княжества) в XVI веке начинает складываться единая таможенная политика. В середине этого века таможенный аппарат был централизован, Иваном Грозным в 1571 году был издан «Таможенный устав», но его еще нельзя назвать законодательным документом, несмотря на название, скорее он носил регламентирующий характер.

Настоящую таможенную реформу проведет только царь Алексей Михайлович, а точнее такой выдающийся государственный деятель как боярин Афанасий Ордин-Нащокин, который, по словам В. Ключевского осознавал «коренную беду» Московского государства - бесконечно повышая налоги оно не позволяло труду становиться производительным. Предтечей послужит Соборное уложение от 1649 года, где в XI главе примерно 20 статей будут посвящены мыту, перевозкам и мостам. Их развитием и правовым обоснованием послужил упомянутый Указ от 25 октября 1653 года.

В последующем будет принят в 1667 году «Новоторговый устав», где будут развиты многие статьи Указа о таможенных пошлинах. Петр I и вовсе уделит этому делу максимум внимания, но уже с позиций меркантилизма - он был одержим идеей, что все необходимое должно производиться внутри государства. Это означало поощрение проникновения в страну современных технологий, вопросы таможни были переданы в ведение Коммерц-коллегии и Камор-коллеги (внешняя и внутренняя торговля).

Покровительственная система будет отменена в 1731 году, когда дорвавшиеся до кормушки иностранцы («бироновщина») начнут вновь вводить таможни на каждом углу, пока воцарившаяся Елизавета Петровна не отменит все внутренние таможни и «прочие мелочные сборы».

В последующие годы существенного изменения таможни в России не происходило - менялась ее ведомственная подчиненность, модернизировались и приводились в соответствие регламентирующие акты. Последняя крупная реорганизация в царское время была в мае 1912 года. В советский и новейший российский период таможня выполняла основную функцию - защита экономических интересов страны. Там всегда было много людей, которым «за державу обидно» и готовых блюсти ее интересы.

контрабанда, мытарь, князь олег, Древняя Русь, мыт, тамга, таможенник, день таможни, таможня

Previous post Next post
Up