фото: pixabay.com
300 лет назад, 2 ноября по новому стилю, царь Пётр I согласился принять от правительствующего сената титул Императора всероссийского. С этого момента страна становится Российской империей и остаётся ей на протяжении двухсот лет. Это в корне поменяло статус и положение России в мире и продолжает оказывать своё влияние до сих пор.
30 августа (10 сентября по новому стилю) завершилась Северная война со Швецией полной победой России. В этот день был подписан Ништадский мирный договор. По этому поводу Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского.
Церемония состоялась в церкви Святой Троицы в Санкт-Петербурге и была относительно скромной. Канцлер граф Г. Головкин от лица Сената произнёс речь о присвоении титула «Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского». От государя требовалось принять этот титул или отклонить. После полагающихся в таких случаях колебаний Пётр соглашается. Именно с этого момента он становится Петром Великим официально, а страна Российской империей. Началась ружейная и пушечная пальба, в том числе и с галер, и празднование до трёх ночи.
И вот тут стоит обратить внимание на формулировку, с которой сенаторы обращаются к Петру: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулу им публично в дар приношены». Она объясняет весь смысл и цель случившегося.
За время войны страна из архаичного, довольно рыхлого и отсталого государства превратилась в мощную европейскую державу. Это уже была не та Московия, к которой привыкли европейские державы и на которую смотрели как некую экзотику никакого отношения к цивилизованному миру не имеющую.
Реформы Петра, его настойчивость, сумели сотворить чудо и государство всего за 20 лет, да ещё в условиях войны полностью модернизировало экономику, государственное устройство, армию, создан флот. Теперь требовалось закрепить полученный статус и Ништадский мир стал лишь поводом сделать это громогласно.
фото: Ю. Кушевский. Новое в России дело/mos.ru
В Европе XVIII-XIX веков особое значение имеет определение государства в титулованной иерархии, от этого зависело международное признание. На тот момент единственной империей была Священная Римская. Государство чрезвычайно аморфное, известное нам как Австрия, но авторитет его был огромным, а император занимал верхнюю ступень в иерархической лестнице.
Ступенькой ниже шли короли Англии, Франции, Дании, Швеции и всех других держав. Затем следовали герцогства, коих в то время было великое множество благодаря раздробленности Германии и Италии. Россию до сего момента тоже относили к категории герцогств. То есть статус русского царя был ниже любого, даже самого завалящего, королька.
Европейцы просто не понимали и путались во всех отечественных титулах - князьях, великих князьях, царях, боярах. А невысокое значение России как государства и незначительная роль в мировой политике позволяло не обращать на неё внимания.
Поэтому для Петра признание России на международном уровне с самого начала было приоритетным делом. Во многом этому было посвящено его знаменитое путешествие в Европу, обучение само собой, но и неформальные встречи с монаршими особами имели огромное значение. У всей российской дипломатии была аналогичная задача - ввести страну в «большой европейский политик».
Но получаться это стало только после Полтавской победы. Первой державой, которая признала за Петром монарший титул (не владетельного герцога) была Англия. После провозглашения России империей дипломаты устремились ко всем остальным дворам с требованием именовать российского самодержца императорским титулом. Но там не особо торопились.
Тем не менее процесс пошёл - прусский король Фридрих Вильгельм I согласился признать за Петром этот титул и отправил письмо с поздравлениями, следом признала Венецианская республика. В 1722 году признают любимые Петром Нидерланды и все германские герцогства, Швеция и Швейцария, а ещё через год Дания и Норвегия.
фото: Антуан Пэн. Портрет Фридриха Вильгельма I. 1733/wikipedia.org
Дольше всего не признавали державы, которые сами считались империями - Османы признают только в 1739 году, а Австрийский император впервые назовёт императрицей Елизавету Петровну в 1742 году. Правда Франция это сделает лишь в 1744 году - там были крайне недовольны усилением России и всегда поддерживали шведов в реваншистских устремлениях. Но дольше всего тянули поляки - Речь Посполитая признает только в 1764 году. Там считали, что их король стоит выше русского царя-герцога и не желали с этой мыслью расставаться.
Провозглашение России империей, а Петра императором имело и глобальное значение внутри страны. Хотя все прежние титулы - царя, великого князя и т.д. - сохранялись, но таким образом окончательно порывалась связь со старыми временами и уже юридически закреплялся статус страны как самодержавия: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должный».