Оправдание

Feb 24, 2012 13:05

Мой духовный брат Андрей (с) написал мудрое. В каком-то смысле это даже продожение "инфантильной" темы.
Рекомендую.

Originally posted by wish_to_fly_up at Оправдание

Почему человек оправдывается? Есть оправдание перед другими людьми - здесь тоже существуют определённые возможности для исследований, но куда более интересными представляются оправдания перед самим собой. В итоге, конечно, одно истекает из другого.

Предположим, у Вас возникла определённая проблема, требующая своего решения. Чтобы убрать эту проблему из ума существует три способа. Первый - самый универсальный и самый красивый - это увидеть "пустоту" проблемы. То, что она возникла из пустоты и там же растворится. Подобное решение проблемы доступно понимающему свой ум человеку, действующему бдительно, в извечном "сейчас". Пусть таких людей называют буддами, просветленными, познавшими, достигшими мокши, нирваны, сатори и тд и тп. Я бы назвал их просто разумными, естественными. Второй способ - наиболее плодотворный. Мы берём, прилагаем усилия и рано или поздно проблему решаем. Так она исчезает из поля нашего видения попутно добавляя нам в карман определенные плоды, что мы сорвали с ветвей своего действия. Наконец, третий, и наиболее часто встречаемый - поиск оправдания. Стоит сразу оговориться, что некоторые люди, считающие, что решают проблему первым способом - "видеть её пустоту, призрачность", на самом деле применяют простое оправдание, убеждают себя в том, что проблема пуста на интеллектуальном уровне. Конечно, в данном случае, проблема не решается, а лишь закрывается тёмной вуалью оправданий, имен, форм и проявлений которым - миллион.

Оправдание, как явление, родилось при забвении способности ясно видеть свой ум. Действительно, если у нас есть некий вызов, который мы называем проблемой, то мы способны выбирать - требует ли проблема нашего решения или мы не станем откликаться на этот вызов. Если вызов принят - мы прикладываем усилия к его решению, если вызов нас не интересует - мы отбрасываем его, позволяя раствориться в призрачной пустоте. Никакого затруднения не возникает. Совсем другой случай, когда мы не способны избавиться из-за проблемы по причине незнания своего ума и процессов, которые протекают внутри него. Если избавиться от проблемы мы не в состоянии, а решать её не хотим - мы придумываем оправдание. Оправдание - это мнимое действие внутри нашего собственного ума. Оправдание напоминает чем-то прикрывание грязи тряпочкой. Грязь никуда не делась, но мы её больше не видим. С точки зрения ума - проблема решена, хотя она, конечно, осталась. Мы не хотим жить в грязи, но и убираться в комнате не желаем - поэтому и производим псевдо-решение проблемы.

Может получиться так, что со временем, по причине смены условий жизни (скажем, Вы переехали жить в другую квартиру, а прекрытая грязь осталась на старой квартире) проблема, прикрытая оправданием может исчезнуть сама собой. Но в большинстве случаев она всё же никуда не девается. И потому, если Вы вместо решения применили оправдание - все Ваши проблемы, скорее всего, до сих пор с Вами. И здесь всё правильно - выбрасывать проблемы Вы не умеете, а решать их не желаете - куда же им тогда деться, как не остаться вместе с Вами?

Хорошо известно, что лень - это растянутый во времени страх. А причиной появления такого хронического пассивно-инертного страха являются, в том числе, и оправдания. Представьте такую картину: внутри ума существует определенный объём энергии, который можно охарактеризовать как инородную структуру, не работающую в гармонии с целым умом. Проблема, которая была прикрыта оправданием долгое время вполне способна начать вести себя, как раковая ментальная опухоль, паразитирующая на энергии самого ума. В чем-то она может напоминать вирус, работающий по собственной программе в противоречии общей системе. Отпустить эту энергию на волю мы не желаем, а для того, чтобы её удержать требуется очень много энергии - возможно, столько же, сколько потребовалось бы на её решение. Теперь представим, что таких "ментальных опухолей" очень-очень много (а их действительно очень много). В этом случае человек испытывает постоянную усталость и недостаток сил, ведь вся его энергия уходит на удержание оправдания поверх проблемы. Это всё равно, как если бы мы набросили на большую собаку платок и пытались удерживать, чтобы не вырвалась. Конечно, на это тратится очень много сил.

Есть такая фраза - "Так сильно мог устать только бездельник". Человек, который ведёт активную жизнь, как бы сильно он не напрягался, очень редко способен получить диагноз "хронической усталости". В то же самое время люди, сидящие в офисе и дома у телевизора всю жизнь - чаще всего носят на себе целый букет болезней и постоянно жалуются на потерю сил. Поскольку психика напрямую влияет на тело, то получается эффект "боли в мышцах". Молочная кислота начинает накапливаться даже при минимальных физических нагрузках, ткани начинают испытывать кислородную недостаточность. Это приводит к тому, что даже сон не способен исцелить человека от вечной меланхолии.

Известно, что студенты чаще всего страдают от заболеваний желудка. Сидя на лекции они часто думают о какой-нибудь булочке. В желудке начинает выделяться желудочный сок, который не находит себе применения. С точки зрения ума, одномоментное решение проблемы действием или оправданием - идентичны, как идентичны для выделения желудком сока настоящая и призрачная булочка. Но следствия, растянутые во времени - сильно отличаются между собой.

Возьмём следующий пример. Допустим, есть человек, который пьёт или курит и очень сильно хочет бросить свою вредную привычку, но не в состоянии это сделать. Он находит себе оправдания, и тем самым сглаживает своё желание - "брошу на следующей неделе, начну новую жизнь с понедельника, авось пронесет, и так проживу и тд". И однажды он освобождается от своей привычки и ощущает невообразимую лёгкость. Дело даже не в том, что никотин и спирт угнетал его нервную систему (что, конечно, происходило). Можно посмотреть на состояние человека, которого "закодировали", который воздерживается и мучается при виде того, как пьют/курят другие люди и на состояние того человека, который более не испытывает никакой потребности в этих веществах. Их состояния различны, и оба состояния находятся в психике. Один - отпустил оправдание, и оно стало для него "пустым", другой - все ещё удерживает его, хотя внешне они ничем не отличаются. К первому вернулась энергия, которую он раньше тратил на удержание, дав ему силы для совершения действий, второй - всё так же лишён возможности применять эту энергию, поскольку она не свободна, а уже совершает работу, имеет вектор приложения.

Оправдание вызывает страх, способный перейти в фобию. Представим ситуацию, когда Вам надо спросить прохожего о дороге до необходимого пункта назначения. Вот идёт человек и всё что Вам надо сделать - это подойти к нему и задать свой вопрос. Вместо этого, в Вашем уме начинают возникать мысли "Он, наверное, не местный. Не знает дороги. А если и знает, то не знает нужный мне дом. А может, он мне просто не ответит? Или, проявит ко мне агрессию? Что если он укажет мне неверное направление? Нет, наверное, он не сможет мне помочь..." Вы придумали себе оправдание. Конечно, может получиться так, что любая из Ваших догадок может оказаться верной. Но скорее всего, Вам просто любезно укажут необходимую дорогу. Очевидно, что для каждого возраста существует свой собственный набор стандартных оправданий. Если молодой человек хочет пригласить девушку на свидание, то он может очень долго медлить с этим, боясь отказа. Он прокрутит у себя в голове тысячи ситуаций со словом "нет". Однако, факт заключается в том, что скорее всего ему ответят "да", или, по крайней мере, он узнает ответ наверняка.

Оправдание, как явление, очень глубоко вросло во все сферы нашей жизни. Одно из наиболее меланхоличных оправданий, лишающей всякой инициативы - это оправдание мимолётности нашей жизни. Поскольку никто на свете не способен ответить на вопрос "что есть жизнь и для чего", а иметь опору под ногами - безопасно, человек выдумывает для себя оправдания. Предположим, Вы хотите выучить иностранный язык. Вы знаете, что для этого надо применить достаточно усилий и свободного времени. Вам так же известно и то, что для того, чтобы язык не забывался - его надо постоянно тренировать, иначе он атрофируется, как мускулы тела. Вы приступаете к его изучению, но рано или поздно к Вам приходит мысль "А так ли он мне нужен? Поеду ли я в ту страну? И захочется ли мне год за годом тренировать этот язык, чтобы он не забылся? Лучше я брошу это дело сейчас". Всё, Вы нашли себе оправдание и успокоились. Однако, желание выучить язык никуда не уйдёт, это фикция, прикрытая на время.

Мы так же ищем оправдания и миру. Если нам кажется, что мир к нам несправедлив, мы выдумываем карму, грехи отцов, злой рок, дьявола или черта и это объяснение успокаивает нас. Да, оно не снимает проблему, но отныне проблема прикрыта и можно спокойно продолжать жить. Если в какой-то момент иллюзия спадает, мы смотрим вокруг и восклицаем "для чего всё это? К чему я пришёл в этот мир? Какая злая насмешка надо мною - дать мне несколько десятков лет, а потом отнять то, что было дано!" И здесь мы находим для себя оправдание в виде "бессмысленности", что лишь навевает на нас безысходность и тоску.

Я думаю, что необходимо не искать оправдания миру, а жить с этой тайной, которая нас окружает. Восхищаться неведомым, быть открытым любой возможности, принимать любой результат. Неизвестность не должна пугать, напротив - она должна заставлять стремиться, вызвать трепет, интриговать. Вероятно, если мы сможем научиться так открываться миру, то и сможем воплотить возможность видеть свои проблемы по-настоящему пустыми. Тогда оправданию придёт конец, а жизнь откроет для нас двери к познанию многих тайн. Вероятно, тогда только и начнется истинное путешествие. А до тех пор - мы лишь собираем провизию в лодку, готовясь к захватывающему путешествию в неведомое...

ум, цитаты

Previous post Next post
Up