Ленинградская симфония

Mar 06, 2022 15:37

Вчера слушала и вот что услышала.

Сначала тема города. Красивая музыка. Я и не предполагала. Из музыкальной литературы знала только тему *Нашествие*, и этим мое представление о Ленинградской симфонии ограничивалось.

Итак, тема города. Плавная, величественная, спокойная, прекрасная, гармоничная. Колебания волн Невы, панорама, шпили зданий. И ненароком вкрапляются кусочки дисгармонии - грозные предзнаменования.

Тема Нашествия недаром самая известная. Очень сильная музыка. Я не представляла, насколько она шире того мотива, который я запомнила со времен музыкальной школы. Начинается как марш игрушечных солдатиков. Угроза вообще не представляется серьезной. Не верится, что это реально. Но неумолимый непрекращающийся четкий ритм барабанной дроби. И образ начинает вырастать, до все более пугающих размеров. Вот уже это вползает чудовищных размеров черный паук, или безобразная бездушная машина, которую невозможно остановить. Четко и планомерно движется, сминая все на своем пути. Вот и вовсе начинаются отвратительные шутовские кривляния, создавая впечатление отвратительного спектакля, подкрепляемое звуками бубна.

Боль, поднимающееся сопротивление. Противостояние теме нашествия. И они звучат одновременно, в напряженной борьбе. Но ритм барабанов остается неизменным.

Тишина. Почти пустота на фоне предыдущего насыщенного, напряжённого действия. Скудный мотив, всего один инструмент. Как быть? Что ждет дальше? Где взять силы?

Новый ритм. Ритм небольших шагов, по началу маленьких действий. Просто работа каждый день. И ритм расширяется, становится сильнее. Это просто работа на своем месте каждый день, которая есть великий подвиг.

Нежный мотив. Гармония. Кружево барокко. Красота осталась жить. В улицах, парках, домах, дворцах. В умах и сердцах.

В какой-то момент я уплыла вниманием. И очнулась от возникшего образа: бабушка. Шаль. Полутемный серый коридор, как будто Михайловский замок. Уводит внуков.

Призраки домов и призраки людей.

Черные росчерки. Прямоугольники окон. Пустые серые стены.

И вдруг снова прекрасный мотив, словно пастораль. Он возвращается. Пульс. Это бьется сердце. Сердце живого города, в котором живет красота.

И после этой прекрасно музыки - очень бедное музыкальное полотно. Там почти нечего слушать. Это сложно слушать. Это скучно слушать. О чем это вообще? Необходимо прямо сделать усилие над собой, чтобы продолжать это слушать…

…а как еще отобразить череду нескончаемых однообразных блокадных дней, каждый из которых надо было прожить?

Поднимается сила. Борьба.

И снова вырастает первый мотив, угадывается тема города, как в начале. Теперь она мощнее, теперь она усилена. Теперь у нее мощный фундамент. И звук фанфар, несомненно!

Ощущение прохождения через испытание, очищение.
Previous post
Up