Жизнь в 92 чемоданах

Jun 25, 2008 23:10




«Жизнь в чемоданах» («A Life in Suitcases») - интернациональный проект Питера Гринуэя, воплощенный в серии фильмов («Чемоданы Тульса Лупера»), книг и мультимедиашоу.

Главный персонаж проекта, Тульс Лупер, родился в 1928 году. Он является вечным узником - не только настоящих тюрем, но общества во всех его формах, узником времени и места, узником телесности и желаний, узником идей и интерпретаций. Другая его сторона в том, что он сам становится своеобразным тюремщиком всего на свете, собирая и упаковывая в свои чемоданы «объекты, представляющие мир». (Хармс и его товарищи искали разные способы «регистрировать» мир, например, с помощью сабли. Тульс Лупер не менее ловко проделывает эту операцию чемоданами).

1928-й - год, когда был открыт уран. Это открытие английский режиссер считает настолько значимым для ХХ и даже XXI века, что делает порядковый номер урана - 92 - главным ключом к нумерологии фильма. В 92 чемоданах Тульса Лупера содержатся 92 объекта. В сериале 92 персонажа и еще множество разных предметов и деталей, кратных 92. Хотя сам режиссер родился на 14 лет позже своего героя, он приписывает ему авторство своих фильмов, укладывая некоторые сохранившиеся и несохранившиеся киноматериалы в луперовские чемоданы (вообще герой с этим именем появился у Гринуэя еще в «Римейке вертикальных объектов» в 1978 году).

Создав многочасовую, разделенную на несколько частей, киноверсию «Чемоданов Тульса Лупера», Гринуэй перешел к новому формату искусства - медиа-арту, он же виджеинг, vj-performance, мультимедиашоу, он же ненарративное современное кино. Представление под названием «Жизнь в чемоданах» на глазах у зрителей каждый раз заново монтирует режиссер-видеожокей, выбирающий из какого-то заготовленного арсенала те видеофрагменты, которые соответствуют его импульсу и текущему видению целого.



24 июня в рамках программы 30-го ММКФ «МедиаФорум» в огромном зале бывшего газгольдерного завода «Арма», где ныне разместился творческий кластер «GazGallery», примерно четыре с половиной тысячи москвичей смогли увидеть первый в своей жизни vj-set.

Высоко, почти под потолком, висели семь мониторов, специально созданных голландской кампанией Now TV: три на левой стене, три в центре и один на правой.

В 22.20 вечера Питер Гринуэй занял место за бесклавишным сенсорным дисплеем, установленным в центре зала. Здесь же, на ступеньку ниже, был установлен диджейский пульт, с которого велось музыкальное сопровождение.

«Спасибо, что вы все собрались! Просим прощения, что мы вас немного задержали. Если вы посмотрите высоко вверх, то увидите, что там еще пробиваются остатки дневного света, а, как вы знаете, всё, что связано с кино, должно происходить в темноте.

Я рад видеть здесь вас всех! Тем, кто был здесь вчера, я уже сказал несколько слов о том, что следует ожидать от того, что вы увидите сегодня. Просто для удобства мы назвали сегодняшнее событие событием виджеинга. Это сделано лишь для удобства, чтобы обозначить, где вы находитесь, а на самом деле это ненарративное современное кино.

Как я уже говорил вам, мы все играем в глупую игру. Почему, например, вы стоите здесь в темноте, если человек - это не ночное животное? А в обычном кинотеатре вас еще и заставляют смотреть всех в одну сторону. Весь мир вокруг вас, а вас вынуждают 120 минут (или сколько идет фильм) сидеть и не шевелиться. В идеальных условиях мы бы весь этот мусор откинули.

Мы устраивали подобные представления во многих местах и, естественно, каждое место отличается от других. Наша основная задача - в виджеинге, как и в диджеинге, - дать вам как можно больше простора для движения, стараясь как можно дальше уйти от привычного расклада зрители - экран. Но поскольку нас сегодня так много, то получается очень старая история: вы там, экраны здесь. Но, я думаю, вы вполне в состоянии представить себе идеальную ситуацию, когда места было бы много, вы все могли бы свободно двигаться, а экраны окружали бы вас повсюду.

Когда я говорю, что это ненарративное кино, то есть кино, не являющееся рассказом о чем-то, я имею в виду, что это свободный полет мысли.

Иногда все это управляется музыкой, и теперь разрешите представить вам уже настоящего диждея - Редера*! (Woooow! ) И, наконец, последнее пожелание: если вы хотите танцевать, можете танцевать! Получайте удовольствие!»

Личные впечатления автора этих строк. До этого я видел только первую часть «Чемоданов Тульса Лупера» - «Моавскую историю», где основное действие происходит в Америке среди мормонов. Здесь был совершенно другое «заполнение» чемоданов - связанное в основном со Второй мировой войной.

Главное отличие виджеинга от кино - минимизация повествования и пояснительного текста, которые заменяет мощная агрессия аудиовизуальных образов. В принципе, следить одновременно за семью экранами вполне можно, тем более что ни разу я не уловил момента, чтобы все семь экранов показывали разные изображения (вероятно, это сложно для самого виджея), а демонстрация одинаковой картинки на всех экранах бывала часто. В какой-то момент даже возникает ощущение, что ты поймал нить допотопного нарративного (сиречь сюжетного) кино и следишь за ней, но выйдя, понимаешь, что не в состоянии вспомнить содержимое хотя бы одного (!) из 92 луперовских чемоданов. Уран, детство, тюрьмы, войны, холокост, женщины, насилие, секс, творчество, ядерная бомба - это общий калейдоскоп…

Еще сильнее действует звуковой прессинг. Я сидел на диванчике рядом с колонкой - переместиться в битком забитом зале было почти нереально, тем более что основная масса людей стояла, вытянув шеи (была еще VIP-зона со столиками на балконе). Электронная музыка, сама по себе красивая и мелодичная, имитировала все звуки войны от свиста пуль до рёва самолетной атаки. Ощущения, пережитые мною на «Возвращении» Звягинцева, которое я смотрел в новосибирском Академгородке во время 2-балльного землетрясения, не шли ни в какое сравнение с этим методичным сотрясением сенсорики.

В конце Тульса Лупера, к взрывному восторгу зрителей, как кирпичами, заваливает его чемоданами. Не знаю, припасены ли у маэстро альтернативные концовки, но что можно придумать ироничнее и логичнее этой?

Вскрытие 92 чемоданов продолжалось немногим более часа. Я вышел абсолютно одуревший и оглохший, но морально удовлетворенный, что причастился к технологическим изысканиям могильщика дедушкиного кино и одного из наиболее почитаемых мною «дедушек». Нормальный слух у меня восстановился только к вечеру следующего дня. Рассуждать об интерактивности в такой консервной банке было, конечно, излишне, да и танцевать вроде бы никого не потянуло. Нам посчастливилось посмотреть, как Мастер играет в электронные игрушки высокого уровня. Педагогический месседж мастер-класса был такой: ребята, скоро и у вас такие будут, у каждого дома. Запасайтесь чемоданами!

* В релизах говорится, что перформанс Гринуэя сопровождает «культовый диджей Серж Додвелл», но на записи он вполне ясно произносит «Редер» (без имени).

Фото Эдуарда Байкова
ИА «Фактвидео»

кино, культурная жизнь, Питер Гринуэй

Previous post Next post
Up