По приглашению моего друга побывал в Питере на удивительном мероприятии - Пушкинском фестивале бездомных. Накануне приехала
moscou_actu, на бегу взяла интервью у А. Т. и уехала автобусом с Балтийского вокзала в Париж.
На Избранном:
http://www.izbrannoe.ru/27643.htmlhttp://www.izbrannoe.ru/27644.html 20 февраля в зале «Пушкин» Гранд-отеля «Европа» в Санкт-Петербурге проходит Пушкинский фестиваль бездомных, организованный некоммерческим партнерством «Новые социальные решения» и уличным журналом «Путь домой». В фестивале участвует более 30 человек - людей без определенного места жительства и социальных работников - из Санкт-Петербурга, Москвы, Тотьмы, Львова (Украина), Лондона (Великобритания). Среди российских участников - фольклорная группа беженцев из Руанды «Инторе». На фестивале звучат стихи и песни на разных языках, созданные бездомными разных стран. Фестиваль носит имя Пушкина - человека, олицетворявшего свободное слово в России. То, чего лишены бездомные люди в первую очередь - это возможность высказаться и быть услышанными. В память о последнем желании поэта участникам фестиваля раздадут морошку, специально привезенную из Швеции.
ПОДЛИННАЯ ПОЭЗИЯ УЛИЦ:
Аркадий Тюрин представляет Пушкинский фестиваль бездомных
Аркадий Тюрин - один из организаторов Пушкинского фестиваля бездомных, редактор уличного журнала «Путь домой» - ответил на вопросы корреспондента "И"
- Как появилась идея такого фестиваля?
Судя по тому, что идея не вызвала удивления ни у кого, она давно витала в воздухе. Смысл этой акции - дать голос тем, кто проводит изрядную часть жизни в одиночестве - бездомным. Для того чтобы остаться человеком, бездомному нужно быть услышанным.
- Почему фестиваль Пушкинский?
Во-первых, Пушкин - символ слова в России, символ поэзии, а в основном участники фестиваля представляют поэтические тексты. Во-вторых, в разговорной речи у нас часто вспоминают Пушкина как единственного человека, который все знает и способен что-то сделать. Получается, что Пушкин проявляет милосердие за нас.
- Кто финансирует проведение фестиваля?
Мы сами - некоммерческое партнерство «Новые социальные решения» и журнал «Путь домой» - вкладываем заработанные нами деньги. Наш журнал - единственное уличное издание в России, которое дает рабочие места бездомным - тем, кто не имеет возможности заработать легально. Продавец покупает у нас журнал за 10 рублей, а продает за 20, из разницы получается его дневной заработок. Читателями журнала являются любые грамотные петербуржцы, поскольку мы пишем обо всем, что интересно. Мы организуем самые разнообразные проекты - это Российская лига бездомного футбола - в 2006 году в Кейптауне наша команда стала чемпионом среди 48 национальных команд; Арт-судия бездомных, работающая уже 8 лет - выставки наших работ проходили в Петербурге, Москве, Владимире, Афинах, Глазго, Буэнос-Айресе; Бездомное радио; сетевой проект putdomoi.ru; серия проектов «Соцкультакт», направленных на изменение отношения общества к проблеме социальной исключенности, а также участвуем как партнеры во многих международных проектах.
- А такой проект, как Пушкинский фестиваль, проводится впервые?
Впервые, но в качестве определенного прецедента можно назвать Первый международный фестиваль искусства бездомных «Ten feet away» («Десять футов прочь» - дистанция, на которую люди стараются удалиться от бездомного, чтобы не иметь с ним ничего общего), прошедший летом прошлого года в Лондоне.
- Как отбирались участники сегодняшнего фестиваля?
Это наши старые знакомые - студенты Арт-студии и продавцы журнала «Путь домой». Кроме того, арт-редактор журнала «Index on censorship» Джулия Фаррингтон читает стихи бездомных поэтов Лондона.
- Вы предъявляете какие-нибудь требования к качеству поэтических текстов?
Да, это требование - искренность.
- Вы могли бы охарактеризовать ситуацию с бездомностью сегодня в России и в Петербург?
Верить в то, что эту ситуацию можно точно описать, по крайней мере, наивно. У нас есть партнерская, практически родственная организация, существующая уже 10 лет - «Ночлежка». Она занимается альтернативной регистрацией. По ее оценке, сейчас в Петербурге живет 54 тысячи бездомных.
* * *
Гранд-отель «Европа» - демократическое заведение, что не мешает ему быть фешенебельным и этикетным. Вторжение в него пестрой компании неюных бездомных поэтов, украинских студентов, негров и прочих интернациональных фигур смотрелось живописно. Сотрудники персонала в строгом черном и белом разглядывали нас с откровенной иронией. Однако все бездомные были в самом пристойном и ухоженном виде.
Зал «Пушкин» - маленький, на 40-50 мест, а кроме участников, публики и камер четырех телеканалов там разместилась «лошадь», картонная голова которой воспроизводила известный автопортрет Пушкина в виде лошади 1825 года, а на ее синей попоне была устроена выставка «Небезлики» - десятка два фотопортретов бездомных города Львова.
Фестиваль открыл Аркадий, прочитавший письмо Пушкина барону Геккерну и текст Валенса Манирагены о Пушкине. Потом ансамбль беженцев из Руанды «Инторе» под руководством самого Валенса сбацал африканский танец, напоминавший присутствующим о негритянских корнях солнца русской поэзии.
Выступления собственно mavericks poets открыл Всеволод Мельников, прочитавший короткие каламбурные стихотвореньица (по жанру похожие на мою «корзину для мелкого трэша»).
Мне у него очень понравилось
и солнце не надев лучи
луною выглядит в ночи
Аркадий рассказал о прошлогоднем фестивале лондонских бездомных художников и поэтов «Ten feet away» (см. в его интервью), и пришел наш черед. Директор этого фестиваля, арт-редактор «Index on censorship» Джулия Фаррингтон, Аркадий и две украинские девушки с хорошим английским зачитали стихи лондонских vagabonds, а мы с Сашей Осиной - их же в своих переводах (потом, когда будет время, я их запощу).
Стихи читали Дмитрий Гулевский, Геннадий Комаров, Игорь Лунев, бывший врач Боткинской больницы и автор журнала «Путь домой» Николай Михайлович Воджи-Петров.
Старейший из распространителей журнала Виталий Львович Шашлов славно продекламировал «Песнь о Вещем Олеге», а Майя Мартынова - «Храни меня, мой талисман».
Фрагмент о Болдинской осени из «Возвращенной молодости» Зощенко прочитал музыкант Алексей Ганжев.
Алена Птуха (Львов) представила проект «Небезлики», впервые показанный во Львове 8 декабря прошлого года, а «лошадка» с фотографиями бездомных с помощью двух спрятанных внутри девушек грациозно прогарцевала по залу.
Сильное впечатление на всех произвел бывший сотрудник правоохранительных органов Юрий Михайлович (фамилию я не записал), рассказавший, как в былые времена соревновался с коллегами, кто больше арестует и доставит в бомжатник бездомных нагих горемык. Потом он устыдился такого ремесла и тоже стал одним из авторов «Пути домой».
По общему признанию главным героем фестиваля стал Максим Яшенко из Львова, который прочитал «Зимний вечер», «Зимнее утро» и «Зимнюю дорогу» в своих переводах на украинский и написанное им окончание «Сказки о медведихе» на русском со счастливой концовкой.
Все закончилось символической раздачей участникам и гостям пластиковых коробочек с морошкой - в память о предсмертной просьбе поэта. Ее действительно специально для этого случая купили в Швеции. Затем был скромный, но приятный фуршет.
В целом получилось удивительно позитивное и без шуток поэтичное мероприятие.