30 июня XXIX Московский международный кинофестиваль завершил свою работу.
Днем прошли пресс-конференции организаций журналистов и кинокритиков.
Приз ФИПРЕССИ - международной организации кинокритиков - получила российская картина «Ничего личного» режиссера Ларисы Садиловой. Как отметил член жюри ФИПРЕССИ Михай Кирилов (Румыния), конкурсная программа этого года всем показалась очень сильной, члены жюри долго спорили, но с присуждением награды фильму Садиловой все согласились. В числе претендентов также назывались «Путина», «Временное освобождение», «Мужская работа», «Опиум», «Русский треугольник». Принимая диплом, Лариса Садилова сказала: «Для меня очень важно, что это приз профессиональный».
Приз Жюри российской кинокритики - слон, окрашенный в черный и белый цвета, что символизирует неизменную сложность и противоречивость критических оценок, - присужден датской ленте Эрика Клаусена «Временное освобождение». По словам члена жюри Сергея Землянухина (фестиваль «Киношок»), в фильмах конкурсной программы ему не хватало элементов экстирма и арт-хауса, а в датском фильме они наиболее выражены. Член жюри Дмитрий Караваев указал на важность для России темы коррупции, звучащей в фильме. Другими картинами, попавшими в «узкий круг», очерченный российскими кинокритиками, были «Ничего личного», «Надежда», «Путина», «Опиум».
Федерация киноклубов России, от которой на фестивале работало 80 представителей, свой приз - статуэтку, изображающую кино как асимметричное зеркало, - также присудила «Временному освобождению». В номинации «фильм российской программы» победило «Изгнание» Андрея Звягинцева. Победители определялись рейтинговым голосованием. Высокие шансы на победу имели «Мольер», «Опиум», «Незнакомка», все три российских фильма («Путешествие с домашними животными», «Ничего личного», «Путина»).
В этом году на фестивале оказалось сразу два Приза зрительских симпатий. Один из них был вручен во Французском посольстве фильму «Мольер», другой, учрежденный журналом «Time-out», достался итальянскому фильму «Незнакомка».
Вечером в кинотеатре «Пушкинский» состоялась церемония вручения главных наград фестиваля. Международное жюри конкурса «Перспективы», в котором участвовали первые и вторые картины режиссеров, отметило латвийский фильм «Монотонность» Юриса Пошкуса.
Невозможно не согласиться с решением Большого жюри фестиваля, присудившего приз за лучшее исполнение женской роли Кирсти Стубо («Опиум», Венгрия, режиссер Янош Сас). Молодая актриса убедительно сыграла пациентку психиатрического института, больную эпилепсией и в то же время наделенную высоким интеллектом и страстью к писательству. Однако, по словам членов жюри, это решение было самым трудным, потому что конкуренция была исключительно сильной.
Зато выбор лучшего исполнителя мужской роли оказался неожиданным. Наиболее очевидным претендентам - сильным драматическим актерам Эрику Клаусену и Эрику Асхольту во «Временном освобождении», Томми Корпеля в «Мужской работе», Валерию Баринову в «Ничего личного» и т. д. - жюри предпочло французского комического актера Фабриса Лукини, сыгравшего роль господина Журдена в фильме Лорана Тирара «Мольер» и передан китайской звездой Мишель Йео послу Франции в РФ вместе с подарком от испанской ювелирной фирмы «Carrera y Carrera».
Специальный приз достался грузинскому фильму Алеко Цабадзе «Русский треугольник» из рук победителя прошлогоднего ММКФ Османа Карима.
Эмир Кустурица вручил приз за лучшую режиссуру Джузеппе Торнаторе. По искусной и сложной форме - от конструкции сюжета до визуального воплощения - «Незнакомка» Торнаторе сопоставима, пожалуй, еще только с одним фильмом конкурсной программы - «Убийцей клана Инугами» Кона Итикавы. Но картина ветерана японского кино - римейк его же собственного фильма тридцатилетней давности, тогда как итальянский фильм плотно погружен в сегодняшнюю реальность. Его тема - нелегальный международный рынок «живого товара»; товаром оказывается не только женское тело, но и нечто большее, что невозможно выкупить назад ни за какие деньги...
Наконец, главный приз ММКФ - Золотого Святого Георгия - председатель Большого жюри, австралийский режиссер Фред Скепси вручил Вере Сторожевой за фильм «Путешествие с домашними животными». Героиня картины - женщина, прожившая 19 лет в браке с нелюбимым, тираничным мужем. Только после его смерти она постепенно оживает и распускается, как цветок, переживший долгую-долгую зиму.
Приз Станиславского «Я верю!» за верность актерской профессии получил Даниэль Ольбрыхский. «Московский кинофестиваль, - сказал он по-русски, - это мое детство, это наша юность…» Свою растроганную речь он закончил стихами Булата Окуджавы: «Пока еще хватает времени и огня, Дай же Ты всем понемногу И не забудь про меня».
Президент ММКФ Никита Михалков поблагодарил членов всех фестивальных жюри «за огромную, серьезную и честную работу» и свою команду за то, что в чрезвычайно короткий срок ей удалось собрать такую качественную кинопрограмму, особо отметив роль Кирси Тюккюляйнен, «которая пришла на фестиваль как минимум на три года, и, можно надеяться, у нас теперь все будет с финским порядком». Качество программы отразилось и на активности публики. «На этом фестивале в три раза каждый день по сравнению с прошлым годом увеличивалось количество зрителей - каждый день. Почти 100 тысяч зрителей посмотрели примерно 200 фильмов».
(Добавим, по собственным впечатлениям: это правда, в прошлом году такого не было; люди, спрашивающие лишний билетик на любой сеанс и на любой фильм, заставляли вспомнить кинофестивали советских времен, 70-80-х годов).
Фестиваль завершился показом нового фильма Клода Лелюша «Вокзальный роман».