Five Children and It / Cinq enfants et moi. По сказочному роману Эдит Несбит. Великобритания - Франция - США, 2004. Автор сценария - Дэвид Соломонс. Режиссер - Джон Стивенсон. Композитор - Джейн Антония Корниш. В ролях: Фредди Хаймор (Роберт), Джонатан Бейли (Сирил), Джессика Кларидж (Антея), Поппи Роджерс (Джейн), Алес Магглтон и Зак Магглтон (Ягненок), Алекс Дженнингс (отец), Тара Фицджеральд (мама), Зоэ Уанамейкер (Марта), Кеннет Бранах (дядя Альберт), Александр Паунелл (Хорас), Эдди Изард (дублирует Псаммида). 89 мин.
Экранизация романа Эдит Несбит - первого из сказочной трилогии про пятерку детей («Пятеро детей и чудище», 1902; «Феникс и ковер», 1904; «История амулета», 1906). В русском переводе она вышла 90 лет спустя, в 1993-94 годах, причем первая часть даже в двух переводах, второй назывался «Чудозавр» (1993). Ребенку я купил их все, но подозреваю, прочитал только сам.
В экранизации, вышедшей сто два года спустя, поучительная сторона истории изрядно переосмыслена. И у меня такое впечатление, что не без влияния английских экранизаций «Хроник Нарнии» конца 1980-х.
Фильм начинается точно так же, как «Лев, колдунья и платяной шкаф» 1988 года (последний американский фильм ту же конструкцию точно скопировал). Британия вступила в I Мировую войну (в «Нарнии» - во II-ю). На вокзале отец-летчик прощается с детьми, которых отправляют в деревню.
Старший и самый ответственный Сирил, чувствительный Роберт, сестры Антея, Джейн и крошка по прозвищу Ягненок (последнюю роль играет пара двухлетних близнецов - Алес и Зак Магглтоны) приезжают в дом к дяде Альберту (Бранах), своему кузену Хорасу и их красноволосой экономке Марте (Зоэ Уанамейкер - Кларис в «Горменгасте»). Все трое сверх меры эксцентричны: дядя Альберт - мыслитель и сочинитель книг; толстый пацан Хорас - «естествоиспытатель», коллекционирующих некрупных «монстров» в спирту (имеется у него и некрупное яйцо тиранозавра); Марта, возможно, втихаря поколдовывает. В доме свои обычаи, правила и запреты. В числе последних - никогда, ни при каких условиях не ходить в летний сад.
Как известно из Проппа, после формулирования запрета в волшебной сказке неминуемо следует его нарушение. И вся любопытная пятерка уже не просто в саду, а на неведомом песочно-скалистом берегу. В песке ребята отрывают забавное усатое существо с ушками-антеннами, живущее в двустворчатой раковине, - песочного эльфа (sand fairy) по имени Псаммид (в русских книгах - Псамметих и Чудозавр). Псаммид не лишен капризности, однако он настоящий «волшебный помощник», исполняющий любые желания. Правда, он может исполнить их так, что ликвидация последствий станет отдельной проблемой.
- Вы не получили того, что хотели? - удивляется Псаммид и тут же резонно добавляет: - Зато получили урок! Ну, какой?
Раз от разу «взрослея» в желаниях, дети учатся ответственности. Получает урок и Хорас, вознамерившийся было подвергнуть Псаммида научному анатомированию. Военная тема, введенная в экспозицию фильма, тоже раскрыта.
Вполне симпатичное кино «для среднего школьного».