Picassos äventyr / The Adventures of Picasso. Швеция, 1978. Авторы сценария - Ханс Альфредсон, Таге Даниэльссон. Режиссер - Таге Даниэльссон. В ролях: Геста Экман (Пабло Пикассо), Ханс Альфредсон (дон Хосе), Маргаретта Кроок (дона Мария), Биргитта Андерссон (Ингрид Свенссон Гуггенхайм), Бернард Криббинс (Гертруда Стайн), Уильфрид Брамбелл (Алиса Б. Токлас), Леннарт Нюман (Анри Руссо), Пер Оскарссон (Гийом Аполлинер), Раймон Бюссьер (Мистингетт), Элизабет Сёдерстрём (Мими из «Богемы»), Магнус Харенстам (Гитлер), Сюне Мангс (Черчилль), Ингве Гамлин (Дягилев), Лисбет Цакриссон (Ольга Хохлова), Лена Нюман (Сиркка), Рольф Везенлунд (Григ, электрик), Свен Линдберг (Альберт Швейцер), Ове Спроге (Карен Бликсен), Лена Олин (Долорес) и другие. 109 мин.
Таге Даниэльссон (1928-1985) - шведский «человек-оркестр», писатель-сатирик, поэт, актер, режиссер, которого один из коллег назвал «милейшей гадючкой». В течение многих лет он работал на радио и телевидении вместе с Хансом Альфредсоном, который и в этом фильме выступает как соавтор сценария и исполнитель второй главной роли - дона Хосе, неугомонного папаши главного героя.
Фильм - капустник по мотивам легенд о жизни Пикассо - в целом довольно инфантильный и вздорный, но в наиболее удачных эпизодах и смешной, и поэтичный. Геста Экман внешне похож на Пикассо, разве что, судя по фотографиям, прототип был более плотненьким и коренастым. Персонажи говорят на всех языках с всевозможными акцентами.
Пикассо в художественном училище. Обнаженную натуру молодым студентикам показывают, всего на секунду отдернув с натурщицы обильную драпировку. Все в оторопи, кроме юного гения, который воспроизводит увиденное быстрой и твердой рукой (само произведение в кадр не попадает).
Тусовка художников на Монмартре. Тут кроме Пикассо малюют Матисс, Фернан Леже, Уистлер, Помпиду, Шарлотт(ка), Лулу, Жужу, Фру-Фру, Корселетт, Армалетт, Мистингетт, Рембрандт, Таможенник Руссо, Ван-Гог с отклеивающимся ухом и коротконогие двойники Тулуз и Лотрек. Хемингуэй вяжет носок, Эрик Сати играет на пианино, Аполлинер вдохновенно читает авангардистскую херню.
Как родился кубизм. Пикассо старательно пишет с натуры круглое яблоко. Тут в студию вваливается его папаша Хосе - в прошлом неудачливый живописец, уничтоживший все собственные произведения, когда увидел первые шедевры своего сына. Папаша в слезах рассказывает о смерти мамаши и сжирает яблоко на глазах сына, стремительно запечатлевающего на холсте все фазы обгрызания своей модели. На выставке приличных реалистических картин папаша из окошка спускает новаторское творение на веревочке. Публика в шоке, только Гертруда Стайн сразу понимает, что это и есть настоящее современное искусство, о чем тут же сообщает подруге Алисе Б. Токлас (обеих играют переодетые мужички).
Во время карнавала у Пикассо, все в невероятных модернистских костюмах. Один из гостей играет на скрипочке и вдруг отделяется от пола и начинает парить. Когда он оказывается на густом синем фоне картины, становится ясно, что это - Шагал.
Очень смешной эпизод с финской певичкой Сирккой (ее играет Лена Нюман - «любопытная Лена» из скандальной дилогии В. Шёмана).
Больше всего мне понравился моментик в начале I Мировой войны.
«Наступило время новых художников».
Рядышком стоят и пишут пейзажи губастый толстячок в котелке - Уинстон Черчилль, а рядом худой придурок с усиками и челкой - Адольф Гитлер. Пока Черчилль зажигает сигарету и затягивается, Гитлер шкодливо подрисовывает соседу на куполе Пантеона свастику.
В США. После запрета на спиртное, Рузвельт объявляет крестовый поход на искусство - «опиум для народа». Картины - предмет спекуляций и разборок миллионеров-гангстеров-контрабандистов, среди которых Гугенхейм, Ингрид Свенсон Гугенхейм, Канвейлер и Пепперони. Пикассо приговаривают к казни на электрическом стуле, но из-за неполадок с электричеством приходится выщвать электрика-норвежца, устраивающего фейерверки не там, где надо. Пикассо оригинально и творчески покидает место своей казни.
Во время II Мировой художник отказывается эмигрировать и прячет в квартире-мастерской евреев, маскируя их под видом модернистских скульптур и т. п.
В конце появляется молоденькая Лена Олин в роли Долорес - «поздняя любовь» - и возвращает художнику, превратившемуся в конвейер по производству литографий и тарелочек с драгоценным автографом, радость свободы.
Как свойственно этому жанру («Монти Пайтон», Мел Брукс и т. п.), результат неровный - рядом с легкими и остроумными придумками достаточно дурновкусных и натужных.
Качество оцифровки фильма в сборке «Великие художники» сильно оставляет желать лучшего.