Sengoku jieitai 1549 / Samurai Commando Mission 1549. Япония, 2005. По роману Рё Ханмуры. Авторы сценария - Фукуи Харутоси, Мацуура Ясуси, Такеси Киото. Режиссер - Масааки Тедзука. В ролях: Есако Игуси (Юсуки Касима), Киёка Судзуки (Реи Кандзаки), Харука Аясе (Нохиме), Такеси Кага (Цуёси Матоба / Ода Нобухиде), Акиёси Накао (Тосуке), Масато Ибу (Досан Сайто) - за европейский порядок имя - фамилиё не отвечаю!!! 116 мин.
В 1979-м или в 1980-м году у нас проходила Неделя японского кино. Что на ней было, я помню довольно смутно (какие-то проблемно-психологические фильмы + полнометражный мульт «Лебединое озеро»). Но один фильм был незабываемым для всех, кто его увидел, -
«Провал во времени» («Sengoku jieitai», 1979, реж. Сайто Мицумаса; собственно, название «Сэнгоку дзидай» означает «Война провинций» или «Междуусобная война» и охватывает исторический период в 120 лет). Выходя из зала, мой друг Димка спросил: «Как ты думаешь, это и есть настоящий самурайский фильм?» - «Ага, наверное, да», - сказал я.
Во время военных учений танк, БТР и вертолет неожиданно провалились в прошлое, в эпоху междуусобных войн. Командир подразделения оказался амбициозным товарищем и, когда понял, куда попал, решил стать главным сёгуном. Но в конечном счете оказался орудием крутого даймё, главы феодального клана, которому он только расчистил путь к власти (Нобухидэ, или Нобунаги, или это был собирательный образ - сейчас не могу сказать). Финальное мочилово современной техники и средневекового войска поражало не только размахом и качеством батальных съемок, костюмами и натуралистическими эффектами. Больше всего меня потрясло то, как рядовая японская солдатня, не обращая никакого внимания на пушечный и пулеметный огонь (и вовсе не думая пасть ниц перед богами с небес), прет и прет вперед. Вот они забрасывают крюки на ножки вертолета, погибают и погибают, но карабкаются вверх по трупам предшественников, и наконец там уже полная кабина солдат с мечами. Все «наши» перерезаны, вертолет теряет управление и грохается вниз. Дух камикадзе был показан ошеломляюще. (Судя по всему, в фильме была и эротическая сцена - накануне сражения несколько «наших» ребят отправлялись в веселый квартал. Но ее советская цензура отчикала. Мужички скидывали одежду и… без всякого перехода начиналась главная битва).
Фильм «Сэнкгоку дзидай 1549» как бы римейк «Провала во времени». Но сравнивать просто нечего. Там никакой мотивации самого хроноклазма не было - небо вдруг потемнело, потом рассеялось уже в прошлом и пошел экшен.
Тут - чего только не наворочено: провал образовался из-за современных экспериментов с силовым полем, в 2003-м в него провалилась некая армейская часть, но этот факт скрыли, а в 2005-м создали специальную программу по ее спасению и отправили в прошлое отряд спецназа, укомплектованный молодым ученым (Есако Игуси) и административной дамочкой (Киёка Судзуки) - чтоб приглядывала за мужиками. Все беспрерывно рассуждают о долге и ответственности, пусть даже им придется пропасть вне времени и истории.
Попав в 1549 год, ребята из 2005-го обнаруживают, что всем известный из учебников и самурайских фильмов Ода Нобухидэ (отец будущего великого объединителя Японии Оды Нобунаги) - не кто иной как полковник Матоба (Такеси Кага), глава пропавшего в 2003-м отряда. Он уже строит заводы и подумывает не только о завоевании всей Японии, но и Японии будущего. Собственно, 1549 год и знаменит в японской истории тем, что тогда впервые было применено огнестрельное оружие.
На соответствие истории Матобе наплевать, но как грамотный японец из начала XXI века он прекрасно понимает, что главное - промышленность и технологии. «Нашим» ребятам теперь кровь из носу нужно взорвать завод, чтобы не изменился весь ход истории, что чревато неведомо чем. То есть все это больше напоминает не «Провал во времени» 1979-го, а проблемы персонажей «Терминатора» и «Назад в будущее». В последнем поединке сходятся «наш» ученый и Матоба-Нобухидэ. Первый по-честному готов биться на мечах, а второй не только фехтует, но и успевает запустить на компьютере какую-то опаснейшую программулину (уж не ядерную ли боеголовку? или что-то в этом духе - за этим моментом я не уследил:)). А военного экшена в фильме как раз не очень много.
В конце опасность создать альтернативную историю устранена, а живой памятью всего происшедшего остается разбуженный вулкан - Фудзияма.
Ученый и его подруга выводят общую мораль:
(У) - Сколько людей погибло. И ради чего? Вот что делает с людьми власть!
(П) - Однако он хотел создать государство, хотел перекроить этот мир. Мы должны простить ему. Он не виноват.
Нобухидэ же, помирая, завещает сыну не быть таким, как он.
За полностью адекватную передачу сюжета не ручаюсь. Там уйма всяких намеков, в которых сориентируется только спец или культурный японец. Например, во время хроноклазма 2003-го из прошлого в будущее попадает какой-то молодой самурай, которому кровь из носа нужно вернуться в прошлое, чтобы участвовать в ответственных исторических разборках своего клана. Видимо, тоже намек на какую-то реальную фигуру.
В общем, кинец занимательный, но никакого сравнения с тем, чем был для нас тот, старый
«Провал во времени».