Анекдоты о Сталине - жанр и поныне взрывоопасный. Когда-то за один такой анекдот можно было запросто «залететь» на 10 лет в ГУЛАГ, а сегодня дело может ограничиться словесной перепалкой или даже небольшой дракой с ревнителем неприкосновенного образа. Не удивительно, что еще при жизни вождя анекдоты о нем стали предметом собирания и публикации - сначала в зарубежье, самиздате и тамиздате, а с падением отечественной цензуры пришло время систематизации и серьезных научных комментариев - от «Сталиниады» Юрия Борева (1990) до обширного свода сюжетов в указателе «Советский анекдот» М. Мельниченко (2014).
Недавно вышедший сборник Андрея Бахарева и Геннадия Кузовкина «Анекдоты о Сталине: Опыт литературной интерпретации» (СПб.: Красный Матрос, 2018) занимает в этом пространстве своеобразную нишу: «В подоплеке этой книги - опыт прочтения “Жизни двенадцати цезарей” и знаменитых table-talk. От исторического потока, смывающего жизни, мечты и память целых поколений, остается анекдот. … Получились истории в духе Светония, Пушкина, Вяземского. Анекдот как происшествие, неожиданный случай, парадоксальное событие дарит редкую возможность увидеть моментальный снимок исторической фигуры, нравов эпохи». Собственно, и книга представляет главным образом не анекдоты как жанр устного народного творчества, а собрание анекдотических эпизодов и ситуаций, связанных со Сталиным и зафиксированных мемуаристами, историками и литераторами. Они разделены на тематические рубрики: «Сталин и военные», «Сталин и немцы», «Сталин и ученые», «Сталин и музыка» и т. п., а также рубрики персональные: «Сталин и Ленин», «Сталин и Горький», «Сталин и Черчилль» и другие.
Как и следовало бы ожидать, юмор большинства историй - черный («Сталин не был бы самим собой, если бы не пустил в ход свой мрачноватый юмор…», «Некоторые историки утверждают, что юмор Сталина был юмором висельника…» - это из раздела «Юмор Сталина»). Но мы выбрали для примера «анекдот», не потерявший актуальности и поучительности.
«В конце 1939 года в Советский Союз привезли американский фильм “Большой вальс”. Помимо полезных идеологических коннотаций музыкальная картина, рассказывающая о жизни короля вальсов Иоганна Штрауса, была наполнена великолепной музыкой. Аранжировки выполнил популярнейший в то время голливудский композитор Дмитрий Тёмкин. Великолепно пела оперная дива Милица Корьюс. Фильм сразу же стал любимейшей картиной вождя. Сталина настолько эстетически ошеломило качество произведения, что когда ему подали на подпись списки режиссеров для награждения в честь 20-летия советского кино, он, не задумываясь, перечеркнул весь список, а после, вынув изо рта трубку, произнес: “Вот когда научатся делать такие фильмы как Большой вальс, тогда мы им дадим ордена. А пока… рано”».
Книгу можно купить в книжных магазинах «Фаланстер», «Гиперион» и «Циолковский».
08.02.2019