Пятьдесят оттенков серого / Fifty Shades of Grey. США, Universal Studios, 2015. По роману Э Л Джеймс. Режиссёр - Сэм Тейлор-Джонсон. Автор сценария - Джордж Уинг. Оператор - Шеймас Макгарви. Композитор - Дэнни Элфман. В ролях: Джейми Дорнан (Кристиан Грей), Дакота Джонсон (Анастейша Стил), Элоиза Мамфорд (Кейт Кавана), Люк Граймс (Эллиот Грей), Марша Макс Мартини (Джейсон Тейлор), Гей Харден (доктор Грейс Тревельян Грей), Рита Ора (Миа Грей), Каллум Кит Ренни (Рэй Стил), Виктор Расук (Хосе Родригес), Дилан Нил (Боб Адамс). 124 мин.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: ПОЛНЫЙ СПОЙЛЕР ВСЕГО!!!
«Пятьдесят оттенков серого» Э Л Джеймс - на удивление скучный и посредственно написанный образец женского любовного романа со всеми его шаблонными конструкциями и персонажами. Это история «золушки», выпускницы университета, обычной американки из среднего класса, в которую с первого взгляда влюбляется 27-летний миллиардер - неотразимый, сексуальный, успешный, готовый бросить весь мир к ее ногам. Но от множества книг в этом жанре произведение Эрики Джеймс отличает специфический мотив: прекрасный принц оборачивается тайным чудовищем. Он - доминант.
Кристиан Грей - не такой садист-маниак, который способен удовлетворить свои инстинкты только криминальным способом, напротив, он представитель цивилизованной современной субкультуры, обозначающей себя буквами BDSM, за которыми скрываются не четыре, а шесть понятий (Bondage & Discipline; Domination & Submission; Sadism & Masochism), и которая базирует себя на трех принципах: безопасность - разумность - добровольность. В соответствии с этими принципами опытный герой не просто покоряет душу и тело неопытной героини, а пытается ввести ее в мир, свойственный этой субкультуре, с заключением письменного договора между доминантом и сабмиссивом и соблюдением принятых ритуалов и правил игры. Однако 21-летняя Анастейша Стил хочет нормальных равноправных отношений и романтического секса - как без выходящих за болевой порог телесных игрищ, так и без странных бюрократических излишеств в виде многостраничного «контракта» с описанием прав и обязанностей каждой из сторон. Роман заканчивается разрывом героев, но дальнейшее развитие их отношений, где найдется место и плётке и законному браку, описано в двух других романах трилогии - «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков страсти».
Тема БДСМ имеет свои культовые тексты: романы маркиза де Сада и Захер-Мазоха, «Историю О» Полин Реаж / Доминик Ори, «Образ» Жана де Берга / Катрин Робб-Грийе, трилогию о Спящей Красавице А. Н. Рокелёр / Энн Райс и т. д., но все они, равно как и их экранизации и киновариации, имеют спорную репутацию произведений, балансирующих на грани между искусством и порнографией, а то и чисто порнографических.
Сшивание опасной темы с типовым мелодраматическим сюжетом, предпринятое Эрикой Джеймс, произвело своего рода читательскую революцию (более 100 млн проданных книг на 52 языках и самая продаваемая электронная книга британского автора). Банальная фигура влюбленного миллиардера - идеального мужчины, «о котором мечтают все девушки», - заиграла скандальными красками, и одновременно трилогия Джеймс адаптировала и популяризировала субкультуру БДСМ в общекультурном поле. Тема стала доступной для светского обсуждения, а главной удачей книги оказалось ее название. В буквальном смысле Грей - это фамилия героя, но выражение «50 оттенков серого» (“fifty shades of Grey”) стало расхожей формулой непознанного многообразия «сумеречной зоны» человеческого поведения.
Фильм Сэм Тейлор-Джонсон, мировые премьеры которого проходят накануне Дня Всех Влюбленных, - следующий шаг в общественной легитимации темы. Вопрос «Как ЭТО визуализовано?» играет здесь особую роль.
Экранизация не скрывает своих сказочных аллюзий, но по-своему обыгрывает их. Красавица и чудовище - это скорее красавец и дурнушка (но каждый раскроет и скрытую часть своей природы). Синяя Борода сам вручает любопытной барышне ключ от запретной комнаты, а надписи «Съешь меня!» и «Выпей меня!», помогавшие Алисе в перемещениях по Стране Чудес, здесь наклеены на блюдце с таблетками и стакан сока, когда героиня мучается с жестокого похмелья.
Читая роман, преследование блистательным богачом заурядной девицы, от лица которой идет повествование, объясняешь себе, только предполагая за ней незаурядную внешность. Дакота Джонсон, играющая Анастейшу, - не то чтобы красавица, но… так даже правдоподобнее. Хотя я зритель-мужчина, я ловлю себя на том, что на экране идентифицирую себя с героиней, а не с героем. Она - живой персонаж, Алиса в Стране Чудес, а красавец-миллиардер Грей (Джейми Дорнан) - не более чем одно из чудес данной сказки, имеющих чисто условное отношение к реальности.
Когда Грей признается, что с 15 лет был сабмиссивом зрелой женщины - подруги его приемной матери, а до Анастейши в его «красной комнате удовольствий» побывало 15 девушек, и кроме слуг об этом НИКТО НЕ ЗНАЕТ (в интернете нет ни слова об его личной жизни и ни одной фотографии с женщинами), это как-то не убедительно. Даже о личной жизни Владимира Путина мы кое-что знаем, а это куда более зашифрованная личность, чем молодой американский миллиардер. Есть явное противоречие и в том, что с первой же встречи Грей оказывает открытые и публичные знаки внимания Анастейше, хотя по логике он привык скрывать свою интимную жизнь от чужих глаз и девушка привлекла его внимание именно как очередная цель для «красной комнаты».
Хотя на вопрос подруги, каким ей показался Грей как человек, Анастейша отвечает: «опасным», заходы фильма на то, чтобы заглянуть в опасную зону его психики, сведены почти к минимуму («Почему ты такой?» - «Это мои 50 оттенков», вот и всё). Зато романтические проявления его страсти поданы с эпическим размахом. Ради потенциальной кандидатки на № 16 Кристиан отменяет назначенные деловые встречи, спешит примчаться к ней при всяком поводе и без повода, засыпает ее подарками (первое издание «Тесс из рода д’Эрбервилей», ноутбук, новая машина), катает на личном вертолете и личном самолете. Романтическая экзальтация доходит до самопародии, когда после первого секса, в утренних сумерках, Анастейша обнаруживает своего возлюбленного играющим на рояле в огромном полированном холле с окном во всю стену.
Такая прекрасная жизнь, включая бурный, но вполне традиционный, «ванильный» секс, занимает основное время и пространство фильма. Тем контрастнее и ударнее выглядят три эпизода в «красной комнате» - в первый раз это просто ее демонстрация, потом две сцены экшена.
БДСМ как субкультура - не только тема, но и целый веер поисков собственного стиля: в атрибутике и макияже, дизайне одежды и интерьеров, в фотографии и графике, компьютерной верстке и т. д. Создание образов - неотъемлемая часть этой «параллельной реальности». Какой же образ мы видим на экране?
Когда камера впервые плавно панорамирует по роскошному арсеналу девайсов, собранных в заветной комнате Кристиана Грея, это больше напоминает витрину секс-шопа, чем индивидуальную коллекцию, в которой можно угадать вкус и склонности владельца. Ну, возможно, у миллиардеров все коллекции такие - собирать, так не изделия, а отрасль в целом. (Когда Грей ведет Анастейшу мимо длиннного ряда авто на парковке, она спрашивает: «Какое из них твое?» и слышит в ответ: «Все»).
Однако в этот момент становится особенно наглядной и понятной стратегия всего проекта «50 оттенков серого». Орудия истязаний вызывают любопытство, возможно, они страшноваты, но не отпугивающи. Фильм переводит брутальный и агрессивный стиль БДСМ на рафинированный язык гламура. Кожа, латекс, высокие сапоги, эсесовская фуражка - ничего подобного нет, есть повязка на глаза, стоп-слово и еще некоторые детали, обыгранные не без юмора. То, что «продвинутая» часть аудитории воспринимает как разительное несоответствие формы заявленной теме (не сомневаюсь, что основной поток отзывов на фильм в Сети будет пренебрежительным или язвительным), для другой части - плавное и по-своему деликатное «приглашение в сказку», представление Зазеркалья в виде отполированной, запретно-соблазнительной витрины.
Экранизация точно идет по фарватеру, проложенному литературным первоисточником. Роль Синей Бороды отдана гламурному герою, и хотя будоражащий «синий» выцвел до пресноватых переливов «серого», какое-то количество адреналина в этом алхимическом превращении сохраняется.
В одном из диалогов героиня отвечает герою: «нет». - «Твое тело говорит другое, - парирует Грей. - Твои щеки покраснели. Это адреналин. Ты хочешь».
Не удивительно, что первый экшн снят завлекательно, Дакота Джонсон в красивой позе изобретательно связана - и получает удовольствие. Но это было только введение, «для разогрева». Настоящая инициация - второй экшн. После него Анастейша Стил понимает, что это не для нее и решительно уходит. Фильм, как и роман, заканчивается многозначительным многоточием.
Я не претендую сказать ничего оригинального, но призываю осознать свершившийся факт. «50 оттенков серого» - не эпохальное кино, но поворотное. Впервые на большом экране показана порка молодой женщины плетью - и это не порно, не эпатаж, не артхаус*. Это мейнстрим, который 14 февраля 2015 года посмотрят все, кому уже 18+, а дальше последуют «На 50 оттенков темнее», «50 оттенков страсти», экранизации Майи Бэнкс, Эвы Хансен и других вполне респектабельных сочинительниц.
На наших глазах формируется толерантный, потребительский образ маргинальной практики сексуального поведения, которую, немного загрубляя, можно упростить до слова «садомазохим». Не уверен, что сценарист, режиссер и другие участники съемочной группы буквально формулировали такую цель. Скорее всего, мы наблюдаем - отнюдь не в первый раз - случай того, как массовая культура своим естественным путем поглощает одну из сфер трансгрессии (перехода границы между возможным и невозможным). Экстремальный опыт познания человеком своих границ - границ телесных (чувственности, переносимости наслаждения и боли) и социальных (стыда, унижения, власти над другим человеком и отказа от распоряжения самим собой) - сначала был путем одиноких отщепенцев и скандалистов, затем институциализовался в форме маргинального БДСМ-сообщества. С выходом «Оттенков» субкультура потеряла приставку «суб», а сфера еще достаточно твердых табу растабуирована. Этот опыт становится общедоступным предметом потребления, пикантной специей современной красивой жизни, развлечением, аттракционом.
Добро пожаловать, дамы и господа?
___
* Естественно, автору сразу напомнили про «Нимфоманку» (1 часть которой также выходила в российский прокат к Дню Св. Валентина годом раньше). Об эстетике фильма Триера нужно говорить отдельно, но очевидно, что это «крутой артхаус» и поведение героини вряд ли попадает под действие категорического императива. А о различии целевых аудиторий красноречиво говорят цифры сборов:
за первый уикэнд в США:
- «Нимфоманка» - $158,369 (1 часть) и $74,978 (2 часть),
- «Пятьдесят оттенков серого» - $94,395,000;
за первый уикэнд в России:
- «Нимфоманка» - 22 564 161 руб. (76 249 зрителей, 1 часть) и 15 263 764 руб. (53 508 зрителей, 2 часть),
- «Пятьдесят оттенков серого» - 705 218 892 руб. (2 573 907 зрителей). Российская киноаудитория «Оттенков» в 68 раз больше, чем киноаудитория обеих частей «Нимфоманки» (причем понятно, что на вторую часть ходили в основном те же люди, которые смотрели и первую).
«Оттенки» поставили сразу несколько рекордов:
- самые высокие предварительные продажи билетов среди фильмов с рейтингом 18+
- самые высокие предварительные продажи билетов в ряде стран (в том числе в Великобритании и России)
- в России лучший 2D старт и лучший старт среди фильмов с рейтингом «16+» или «18+».
http://kinopressa.ru/1328