Латвия, 2010. Документальный. Автор сценария и режиссер - Каспарс Гоба. 70 мин.
В конце апреля в Москве прошло необычное для столицы событие - Международный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок». Если кто еще не привык к этой аббревиатуре, то напомню, что ЛГБТ - это Лесбиянки, Геи, Бисексуалы и Трансгендеры. Фестиваль «Бок о бок» родился в Санкт-Петербурге в 2007 году, а в 2010-2011 устраивал свои события в Новосибирске, Кемерово, Архангельске и Томске. Его появление на трех московских площадках - в кинотеатре «Фитиль», в клубе «Билингва» и в Сахаровском центре - сопровождалось выступлениями и пикетами «православных хоругвеносцев».
Из пестрой международной программы фестиваля, где были скандинавские, французские, английские, немецкие и швейцарские картины, я выбрал латвийский документальный фильм - мне было любопытно посмотреть, что происходит на самой «продвинутой» в Европу территории бывшего СССР. Надо сказать, что фильм Каспарса Гобы, показанный по латвийскому телевидению, удовлетворил всех - и сторонников, и противников ЛГБТ-движения, потому что в нем уравновешенно представлены взгляды обеих сторон.
Фильм рассказывает об истории гей-парадов в Риге, первый из которых прошел в 2005 году и вызвал самую яростную реакцию противников однополой любви и бурную полемику в церкви, парламенте и СМИ. Мы видим, как в общем довольно скромная демонстрация геев и лесбиянок буквально утопает в намного превосходящей и по численности и по выплеску эмоций волне гомофобии. На протяжении пяти лет две ЛГБТ-организации - «Mozaika» и более мягкая «ILGA Latvia» - ведут работу по легализации и культурной ассимиляции сексуальных меньшинств в латвийском обществе. Более радикальная и более мягкая позиции различаются, например, тем, что первая стремится легализовать однополые браки, а вторая - «партнерские отношения»; несколько по-разному они понимают и формы борьбы за права меньшинств.
Но общий вывод фильма неутешителен: несмотря на поддержку лондонских гей-парадов, где мэр публично произносит, что гомосексуалы - это украшение и гордость (!) города, и на обмен участниками между Ригой и Европой, парады захлебнулись; гомофобские настроения стали легким способом привлечения электората для политиков; такие персоны как лидер церкви «Новое поколение» Алексей Ледяев с торжеством могут говорить, что «педерасты не прошли». В финале фильма из Латвии уезжает священник, скреплявший партнерские отношения однополых пар, произнося удрученные слова о том, что в стране побеждает масса, а не личности.
Тем не менее, вполне вероятно, что однополые партнерские отношения в Латвии будут узаконены.
Автор этих строк не принадлежит к ЛГБТ-сообществу, но издавна дружит с некоторыми его представителями. Кроме того, в журналистской практике мне случалось писать о психофизиологической детерминиированности гомосексуального поведения - это довольно сложный вопрос, о котором за последние годы ученые узнали намного больше, чем знали раньше.
Понятие «гомофобия» означает «страх перед гомосексуальностью». Человеку свойственно бояться того, что он не понимает. Явление гомосексуальности невероятно мистифицировано, из-за этого страх, что «педерасты трахнут всю нацию», как выразился один почтенный «хоругвеносец», в глазах обывателя обращается на себя: «трахнут нацию» - значит «трахнут меня», а если не запретить и не подавить это явление, то «извращенцы» обязательно совратят и попользуют наших детей и внуков.
Опыт мультикультурного мира показывает, что ничего такого не происходит. Гомосексуалы в целом менее агрессивная среда, чем гетеросексуалы. Но там, где агрессивность является нормой, сам культурный образ гея кажется примером этнической деградации. В нашем обществе «гомосек» ассоциируется с казармой, тюрьмой или монастырем и с иерархическими отношениями, где сильный обязательно трахает слабого, не разбирая возраста и пола. И, как ни печально, на самом деле мы боимся не «растлевающего влияния Запада», а призрака своей собственной истории и собственного социального устройства. Но вместо того чтобы зайти в кинозал и посмотреть фильм, помогающий понять людей, которые не так уж сильно отличаются от нас, наши соотечественники предпочитают стоять у входа с плакатами «России нужные герои, а не кинофестивали гомосексуалистов».