Play. Швеция - Франция - Дания, 2011. Авторы сценария - Рубен Эстлунд, Эрик Хеммендорф. Режиссер - Рубен Эстлунд. Оператор - Мариус Дюбеад Брандруд. Музыка - Саундер Юррианс, Дэниэл Бенси. В ролях: Анас Абдирахман, Себастьян Блюккерт, Янник Диаките, Себастьян Хегмар, Абдиазиз Хиловле, Нана Ману, Йон Ортиз, Кевин Ваз, Йохан Йонассон. 118 мин.
Фильм закрытия Московского международного кинофестиваля «2 in 1». Был представлен на Двухнедельнике режиссеров Каннского МКФ.
Гётеборг. В супермаркете компания чернокожих подростков 12-14 лет терроризирует более мелких детей, разыгрывая с ними незамысловатый сценарий. В этот раз жертвами становятся два десятилетних шведа и их друг и сверстник-китаец. Сначала мальчики-негры задирают и преследуют белых ребят, стараясь изолировать их от взрослого окружения, потом один просит у того, кто выглядит самым «домашним», показать мобильный телефон.
- У моего брата на днях отобрали в точности такой же, и на нем была точно такая же царапина! - заявляет негр.
Белый ребенок пытается доказать, что телефон купили ему родители и царапину он посадил сам.
- Я не собираюсь отбирать у тебя телефон, мне чужого не надо! Мы только проверим. Я сейчас позвоню брату, он придет и скажет, это тот или не тот.
Группка черных практически беспрепятственно выводит попавшихся ребят из магазина, заводит в автобус и вывозит на пустынное место, где, продолжая ломать комедию («Если вы отожметесь по 50 раз, мы вас отпустим», «А давайте сложим все ценное, что у нас есть, и устроим бег наперегонки - кто победит, тот все и забирает») и даже проявляя к ребятам мнимую симпатию («А ты молодец - боролся до последнего!»), отнимает у них все, вплоть до джинсов и курток.
В основе сюжета - подлинный случай, нашумевшее «дело о трюке с братом», когда в с 2006 по 2008 год группа детей-мигрантов совершила около 40 ограблений в центре Гётеборга.
Фильм Рубена Эстлунда вызвал большой резонанс и неоднозначную реакцию в Европе и Америке. Даже пресс-конференция актера Йохана Йонассона, представлявшего фильм на фестивале «2 in 1», затянулась на час (вместо обычных 20-30 минут). Йонассон играет отца одного из ограбленных ребят. В заключительной части фильма он одходит к чернокожему мальчику, на которого ему указал сын, и требует у него мобильник. Парень начинает агрессивно отбиваться и между ними завязывается драка, хотя взрослый персонаж по видимости старается не применять силу, а только читает малолетнему мигранту мораль. За ребенка вступается беременная молодая шведка, которая в свою очередь вменяет мужчине, что он наехал на беззащитного. Возникает своего рода замкнутый круг, из которого нет выхода. Сам Йохан Йонассон признался, что у него тоже растет сын и в подобной ситуации он поступил бы так же, как его персонаж, и что многие его знакомые высказались аналогично: защищать своё нужно самому.
Трудно усомниться, что когда фильм попадет в рунет, многие будут интерпретировать его как аргумент против толерантности. Вот до чего докатилась Европа со своей политкорректностью - все взрослые ведут себя как парализованные, может, и не потому что боятся драки, а потому что боятся дотронуться до человека с другим цветом кожи - за это гуманистическое сообщество просто съест. Режиссер вводит несколько моментов, не относящихся к основной линии, но иронически комментирующих идею взаимодействия культур. Проводники в поезде многократно объявляют по громкоговорителю, чтобы владельцы деревянной люльки убрали ее от аварийного выхода, наконец, выносят ее на улицу, а потом заносят обратно, спохватившись, что кто-то из пассажиров, очевидно, просто не понимает ни шведского, ни английского. На улице города мы видим роскошный ансамбль американских индейцев, а в музыкальной школе юная шведка танцует что-то африканское.
Фильм снят в манере, которая сейчас ассоциируется с румынской школой, - ручной камерой, в основном средними планами, с живым звуком и городскими шумами, что напоминает любительскую съемку мобильником или айфоном и придает фильму достоверность и непосредственность документа.
Одновременно он жестко драматургически «держит» зрителя и не раз заставляет вспомнить «Забавные игры» Ханеке (не случайно перекликаются названия - «Funny Games» и «Play»).
Малолетние черные робингуды и диллинджеры - дети современной медиакультуры, они не прибегают к прямому насилию, а капитализируют чувство вины западного общества перед ними. В чем-то они даже изощреннее злых ангелов Ханеке. Самое сильное раздражение, когда смотришь этот фильм, вызывает не глумление более сильных подростков над более слабыми, а то, что все разворачивается буквально на глазах взрослых, но никто не приходит на помощь. «Стокгольмский синдром», когда жертва психологически оправдывает действие своих мучителей, - это состояние всей среды.
Фильм не дает ответов. Это провокационное зеркало, в котором каждое общество может увидеть проблему, актуальную для себя. И чем, кроме растерянности и агрессии, оно готово ответить - вопрос к обществу, а не к фильму.
http://okino.ru/news/details/2748