«Фильм социализм»

Jul 28, 2010 11:27

Film socialisme. Франция - Швейцария, 2010. Автор сценария и режиссер - Жан-Люк Годар. Режиссерская группа - Фабрис Арго, Жан-Поль Батаггия, Поль Грива, Габриэль Хафнер, Анн-Мари Мевилль, Франсуа Мюзи, Йосри Насралла, Лума Санбар. В ролях: Катрин Танвье (мать), Кристиан Синниже (отец), Жан-Марк Стеле (Отто Гольдберг), Патти Смит (певица), Ален Бадью (философ), Роббер Малубье (человек из настоящей жизни), Надеж Боссон-Дягне (Констанс), Кантен Гроссе (Люсьен), Ольга Рязанова (русский секретный агент), Агата Кутюр, Айе Хайдара, Мари-Кристин Берже и другие. 102 мин.

Коллажный фильм Жана-Люка Годара, состоящий из нескольких частей и смонтированный из самого разнообразного материала, как игрового, так и отсылающего к классике кино (цитируются сцена на лестнице в «Броненосце Потемкине», испанские съемки Романа Кармена, документальный фильм Антониони «Взгляд Микеланджело» и многое другое), к французской интеллектуальной и художественной культуре (от Ларошфуко до Алена Бадью, появляющегося в кадре самолично) и современному масскульту.

Интерпретировать это произведение сколько-нибудь внятно едва ли кому-то под силу, однако французские киноведы Артюр Мас и Марсьяль Пизани совершили почти чудо, сгруппировав визуальные и вербальные лейтмотивы фильма и выявив в нем некие сюжетные линии революционно-авантюрного и метафизического характера. В частности, они выдвинули гипотезу, что «в «Фильме Социализм» Годар реализовал свой давний сценарий «Животные» (Animaux), написанный еще в конце 80-х. В нем у власти сменяли друг друга коммунисты, женщины и дети, всякий раз свергая предшественников, пока наконец все вместе не пошли войной на животных. Эта эволюция в какой-то степени отражает эволюцию мотивов годаровского кинематографа, начиная с конца 60-х: политические («Китаянка», фильмы группы «Дзига Вертов»), женские («Имя Кармен», «Приветствую Вас, Мария»), затем детские, пусть даже только в названиях («Дети играют в Россию»/Les enfants jouent à la Russie, «Детство искусства»/ L’Enfance de l’art). Так что теперь мы выступаем в зоологический период Жана-Люка Годара».

К этому увлекательному анализу я и переадресую читателя, добавив только один момент, не упомянутый французскими авторами. В одном из эпизодов появляется ангелоподобный белокурый малыш Люсьен в красной майке с надписью «СССР» и серпом и молотом. Он размахивает палкой и произносит: «Я вас всех могу отметелить! Я даже нападу на солнце, если солнце нападет на меня». Этот момент вызывает самую сильную реакцию в российской аудитории и, не требуя особых комментариев, оправдывает в ее глазах смысл названия и все остальное содержание фильма, каким бы энигматичным оно не представлялось.

http://okino.ru/index.php?page=news.details&id=172

кино, ММКФ

Previous post Next post
Up