Срвершенно случайно посмотрели документальный фильм Cuba and the Cameraman (Куба и Кинооператор). Очень понравился, не ожидала даже. Оказывается, режисер очень известный, много снимавший в горячих точках, бравший интервью у Хусейна в свое время, ну и у Кастро.
Фильм он снимал на протяжении 40+ лет, начиная с 70х, и заканчивая 2016, когда умер Фидель. Я не очень поняла, как это он так изначально спланировал такие длительные съемки . Вряд ли это возможно, и, скорей всего, он просто очень много снимал в принципе и на всякий случай, и в конце концов решил использовать метериал для фильма.
На протяжении всех этих лет он много раз бывал на Кубе, снимал одних и тех же людей и их семьи, ну и жизнь вокруг. Политическая и социальная жизнь показана фоном, вторым планом. На первом плане одни и те же люди, к которым постепенно проникаешься сочувствием и ждешь с нетерпением, что же увидит режисер в свой следующий приезд, что с ними случится дальше.
О жизни . В 70х жизнь бъет ключом. Все на подъеме, все горят энтузиазмом. Дети учатся, взрослые работают для революции и для лучшей жизни для детей. Молодежь с горящими глазами делится планами на будущее, все хотят быть врачами/учеными и т.п, у всех ясные светлые лица. Очень красивые. Куба строится, все вокруг новое и красивое. В сельской местности, впрочем, все как обычно, но люди смеются и лучатся радостью.
Фидель очень харизматичный. Очень. У него на лбу написано то, что он авантюрист, но - авантюрист, а не пройдоха. Вызывает симпатию. Молодой, веселый, хитрый - хочет прогнуть мир под себя, и уверен, что у него получится.
Жизнь идет, и все меняется после крушения Советского Союза. Для нас в свое время это было тяжелым временем, но , похоже, это ни сравнимо с тем, чем этот развал обернулся для Кубы. Для Кубы это было катастрофой, у них 80% экономики было завязано на соц. лагерь.
Видно, как от приезда к приезду все ветшает.
Фидель в интервью тоже говорит о том, как по ним ударил кризис, и лицо у него при этом такое ... мелькает растерянность и некоторое замешательство.
В конце 90х - начале 2000 там все становится совсем ужасно. С медициной полный швах. Еды нет, холодильники у людей пустые. При этом все продолжают смеяться , такой, видимо, народ.
Очень зацепила история одной деревенской семьи. Три брата-старика живут вместе, работают в поле. Крестьяне. У них есть и другие родственники, но тех показывают эпизодически, а эту троицу все время. Три худых жилистых старика, веселых и довольных жизнью, тяжело работающих.
В тот приезд, который пришелся на пик кризиса, автор застал их в тяжелой ситуации. Перед самым приездом к дедам пришли грабители и увели у них весь их рабочий скот - быков и прочих. Забрали чтобы съесть, и деды остались без средств к существованию. Приезжает и видит - они сидят рядышком возле дома, на старых стульях,положив руки на колени, в одинаковых позах, и смотрят перед собой. Все забрали, говорят.
И улыбаются. А в глазах слезы. Это ужасно.
Им всем 80+ в этот момент.
В начале 2000 жизнь потихоньку налаживается. Но налаживается она так, чуть-чуть. Все выживают, и все хотят уехать, потому что будущего там нет. Кому-то удается уехать, кто-то умудряется , посидев в тюрьме за незаконную торговлю, как-то наладить жизнь на месте.
Появляются туристы. По контрасту с кубинцами, туристы выглядят такими... лощеными, круглыми. Это совсем другая жизнь, и люди совсем другие.
У трех стариков жизнь немного улучшается, хотя сами они стареют, конечно. Стареют, болеют... В свой последний приезд автор никого из них уже не застает, они все ожидаемо умирают. Ожидаемо, но так жаль, до слез.
Медицина у них все еще бесплатная. При этом ничего нет, все старое, врачи замученые и зарплаты у них мизерные. Все знакомо, все как было у нас, но только хуже.
Последние съемки - почти современность. Куба со скрипом нашла какие-то способы выживать, вокруг не то чтобы совсем развал, люди как-то устраиваются, но уезжают при первой возможности. Лица у людей изменились, не видно больше этих сияющих , полных надежды глаз. Просто бедная страна.
О режисере. Очень хороший режисер, и я теперь хочу посмотреть другие его работы. Он умудрился оставаться на заднем плане, не лезть никуда со своим ценным мнением и дать другим людям рассказать свои истории. Это большая ценность в современном мире - дать другим людям возможность высказаться и не пытаться ими манипулировать . Дать зрителю возможность самому составить свое мнение, не вкладывая ему в голову пережеванную информацию.
Заметно, что все его герои ему очень симпатичны. Наверное, поэтому к ним и проникаешься таким сочувствием, ко всем практически. А у меня теперь эти браться-старики из головы не идут, так печально это все... Один из них очень похож на моего папу, абсолютно тот же типаж. Не смотря на то, что папа мой точно не кубинец.
В общем, если кто-то любит документальные фильмы - очень советую. Он сейчас есть на Netflix.
А я поищу другие фильмы Джона Алперта.