Ситуация вокруг крестного хода на Украине нагнетается. Чтобы было понятно, что происходит, расскажу сначала о том, что из себя представляет крестный ход. Это колонны верующих Православной Церкви, которые идут из Святогорской и Почаевской Лавр в Киево-Печерскую. Святогорская Лавра находится на востоке Украины, Почаевская - на западе. Колонны несут только иконы и хоругви (знамена с образом Иисуса Христа), никаких лозунгов или политической символики. В процессе движения молятся за мир на Украине. Значительная часть идущих - старики, женщины и дети. Люди присоединяются к колонне и отделяются от нее в любом месте, поэтому общее количество поучаствовавших значительно превышает размер колонны в любой момент времени.
Молитва за мир не навязывает конкретного способа достижения этого мира. Молитва - это разговор с Богом. Кто-то может молиться за скорейшую победу на сепаратистами, кто-то - за скорейший крах нынешней украинской власти. В любом случае, эти люди идут вместе и каждый старается по пути просить у Бога мира Украине, а что конкретно он там под этим имеет в виду - знают он и Бог. Ценится в крестном ходе то, что человек добровольно соглашается на дорожные трудности, лишения и опасности ради разговора с Богом.
Но, хотя никакой политики в крестном ходе нет, он вызывает значительные нападки. Почему же? Потому что крестный ход организован Украинской Православной Церковью, относящейся к Московскому Патриархату. Тут придется сначала рассказать об устройстве Православной Церкви в мире.
В соответствии с православной верой Вселенская Церковь оформлена в виде независимых Поместных Церквей, каждая из которых имеет каноническую территорию и находится в общении с другими Поместными Церквями. В настоящее время Поместных Церквей примерно 15 (Константинопольская, Русская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Элладская, Болгарская, Сербская, Грузинская и т.д.). Украина находится на канонической территории Русской Православной Церкви (РПЦ, синоним - Московский Патриархат). В составе РПЦ выделена самоуправляемая с широкими полномочиями автономии Украинская Православная Церковь (УПЦ).
Церковная иерархия - внутреннее дело Церкви и определяется духовными, а не политическими причинами. Это означает что канонические территории не изменяются при изменении границ государств. Поэтому случившиеся после развала СССР попытки создать на территории Украины собственную Поместную Церковь не нашли понимания ни епископата РПЦ ни других Поместных Церквей мира. Ведь для решения административных вопросов установленной самоуправляемости УПЦ достаточно, а с духовной точки зрения отделение не было признано необходимым.
Однако на Украине была организована отдельная “Православная Церковь”, которую назвали “Киевским Патриархатом” (УПЦ-КП или просто КП). Эта “Церковь” не признана ни одной Поместной Церковью. По православным канонам ее прихожане (а тем более - священники) совершают огромный грех - грех раскола. Таким образом, с православной точки зрения, верующий, независимо от своих политических взглядов, не может быть прихожанином КП, а должен быть прихожанином Поместной Церкви на своей территории, каковой на Украине является самоуправляемая УПЦ в составе Московского Патриархата (поэтому используют сокращение УПЦ МП, синонимичное УПЦ).
Я показал, что участие в крестном ходе есть чисто религиозное действие, не имеющее политических мотивов. И даже тот факт, что организатором хода является УПЦ МП, имеет чисто религиозные, а не политические корни.
Однако этот факт игнорируется украинскими радикалами, которые пытаются раскручивать агрессию против участников крестного хода: угрожают (
https://www.youtube.com/watch?v=tLfeajfPYcA ), организовывают заслоны (
https://www.youtube.com/watch?v=QxEJyFAFIe4 ), запретили заход в Борисполь (
http://www.pravoslavie.ru/95617.html ), минируют дороги (
https://www.facebook.com/anton.gerashchenko.7/posts/1098730110213835 ), срывают автобусные поездки паломников в Киев (
http://pravlife.org/content/radikaly-sorvali-vyezd-veruyushchih-odesskoy-eparhii-na-krestnyy-hod-mira ) и т.д.
Вот такие дела.