Вдруг обнаружив в молескине в строке, следующей после "Очень поздний завтрак" , позабытую накануне надпись "Встреча с прекрасным ", я накрасила губы в цвет своего настроения и, подмигнув собственному отражению в гостиничном зеркале, решительной энергичной походкой любительницы живописи поспешила в Национальную Галерею в центре Осло.
И вот, значит, единственный зал, где там нельзя фотографировать, это зал норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Ну, потому что Мунк это национальное достояние норвежского народа и вообще - могучий атлант мировой живописи. Мунк - это ого-гооо!!! Это такой же узнаваемый бренд Осло, как тролли и лоси ( про последних - см. предыдущие посты). Мунк стоит на аукционах баснословные деньги. А туристы - народ несознательный, малокультурный: джинсы с оттянутыми коленями, обувь с супенатором, деньги в набрюшном кошельке, карта города торчит из дальнего кармана. Доверия им никакого. Они могут рефлекторно на вспышку нажать и причинить вред редкой палитре и тонкому письму картин Э. Мунка. И на чем тогда будет держаться мировая кульура, а?..
Тут мне надо сделать лирическое отступление и сообщить Вам, что, помимо любви к голландским и итальянским мастерам Возрождения, я поклонница лондонской Тейт Модерн, русского супрематизма начала прошлого века и даже Демиана Хёрста, золотых бабочек и стрекоз которого вообще кроме меня, никто, мне кажется, не любит. А картины моего любимейшего Френсиса Бейкона мне вообще всегда необходимо разглядывать по часу, поражая сопровождающих меня друзей неожиданным приступом аутизма.
И вот. Освещение в зале Мунка какбэ не очень. Сумерки, так сказать. Я морщила лоб, щурила глаза, боромотала "так-таааак, значит...", отходила на три шага от картин Мунка и опять приближалась к ним. Пыталась проникнуться и настроиться на нужную волну. Пыталась оценить пропорции композиции. Поразиться гению сюжета. И редкому изобразительному мастерству кисти маэстро. Блестящей идее художника... Первые двадцать минут поразиться гениальности художника мне не удалось. Но меня не испугать трудностями. Я села на музейную кушетку в центре зала напротив картин. И попыталась мысленно описать достоинства нескольких конкретных картин.
Оказалось, что я очень отвлекаюсь на проходящих зрителей. Вот некоторые из висевших в зале полотен:
"Крик". Полотно было украдено из музея!
"Танец жизни"
Обратите внимание на анатомические особенности лиц, мастерство изображения человека,
изящность черт этих людей, узнаваемость архетипов, глубину взглядов...
На этот вот всеобщем фоне я вдруг вижу неожиданно в том же зале портрет сестры художника Эдварда Мунка, его же руки. Видимо, Ингрид знала о пристрастиях своего братца и поэтому заранее, выразительно изобразив взглядом и жестом своё отношение к новаторской манере художника, попросила его запечатлеть свою молодость и красоту на радость потомкам. И он постралася изобразить её во вполне реалистичном стиле. Мне лично, портрет сестры Мунка даже напомнил манеру русского передвижника Серова. Глядя на картину, прямо-таки видишь, как сестра Эдварда Мунка, удовлетворенно глядя на чистовик портрета, похлопала по плечу художника со словами: "Ну вот, Эд, ведь можешь, когда захочешь!".
В общем, я поняла, что образования мне все еще не хватает. Чтобы работы художника Мунка полюбить. И проникнуться величиной его гения чтобы...