Болотная, полтора года спустя

Jan 27, 2014 19:57

Это текст, написанный сегодня совсем молодым парнем, который точно так же, как и узники Болотной, был на той же самой площади и в то же самое время. Прочитайте, пожалуй, ничего более сильного на эту тему я не читала.

Если кто не знает, сегодня четверо из восьми узников Болотной произнесли свое последнее слово в суде, затем заседание было отложено до завтра. Им грозит 5-6 лет - ни за что, просто в назидание другим.

Сева Грибов
Сегодня в 15:04

Сегодня день полного снятия Блокады, но я не буду про это писать. Это, кстати, к вопросу о том, почему я не иду в муниципальные депутаты. Впрочем это все неважно. Добрые люди, пролистывайте - не хочу и не буду вас раздражать и отвлекать от светлой памяти о подвиге ленинградцев.

Утром 6-го мая 2012 года я приехал на Ленинградский вакзал города Москвы с единственной целью - принять участие в массовой акции протеста, или, как это потом назовут, в «массовых беспорядках».

До этого было 4 марта. Был день выборов, работа в избирательной комиссии, притворные слезы Путина, натуральная ухмылка майора, борьба за то, чтобы результат попал в ГАС Выборы «как есть», а не как «сходятся контрольные суммы». Потом Исаакиевская, разгон, ночь в отделении, пол дня ожидания в автобусе перед зданием суда, и это мерзкое липкое, которое потихоньку накатывало, как ком к горлу, понимание, что все наши усилия кончились ничем, что Путин будет царствовать в России ближайшие 6, а то и 12 лет. Невыносимо видеть его рожу, слышать голос, всю эту ложь и сальные шуточки. А еще коррупция и беспредельный цинизм, которые как ржавчина разьели наше общество до самого основания.

Еще несколькими месяцами раньше были «бандерлоги», «презерватив», «умрем же под Москвой». Вялый Прохоров, стесняющийся своего роста и роли оппозиционного политика. «У нас есть Аврора», «мы пойдем на Кремль но не сегодня», короче, море креатива, надежд, шариков, ленточек, «рассерженные горожане» и «массовые головокружения достигли апогея». Но 6-го мая с самого утра было ясно, что в этот раз все будет не совсем так как было зимой.

Мы должны были ехать в Москву из Петербурга дружной толпой на автобусах. Но перед самым выездом водители внезапно начали один за другим отказываться куда-либо нас везти. В итоге осталась пара смельчаков, но в два автобуса, естественно, все не влезли. Те, у кого были деньги, купили себе билеты на поезд. На следующий день я узнал, что ни один из автобусов до Москвы так и не доехал - ребята добирались на попутках и электричках.

Откуда взялись эти автобусы? Нет это не Госдеп. Госдеп доставил бы нас в Москву на космическом звездолете и выдал бы протонные бластеры, чтобы мы разнесли к чертовой матери весь этот Кремль. Нет, на автобус мы скидывались сами. По-моему, по 1500 рублей в оба конца. Это было чуть дешевле, и нам просто хотелось ехать вместе - так веселее.

Я вышел из метро Китай-Город со стороны Варварки и обомлел. Вокруг меня стояли еще человек 10 таких же обомлевших иностранцев: весь Китайгородский проспект до самой реки Москва был в два ряда заставлен грузовиками внутренних войск с солдатами.

Я сглотнул и пошел по Варварке в сторону Красной площади. До начала акции было еще несколько часов и я решил пройтись до Якиманки пешком. На Васильевский спуск мне попасть, естественно, не удалось - Красная площадь наглухо блокирована ОМОНом. Я пошел по Хрустальному мимо открывающегося ГУМа. У входа толпились равнодушные обыватели, ожидая открытия магазина. Никольская в сторону Красной площади тоже была перекрыта. Недоумевающие туристы фоткали площадь с мовзолеем из-за кардонов и разочарованно уходили прочь.

Дошел до Театральной и во второй раз обомлел - вся площадь была плотно заставлена спец. техникой. Чего тут только не было: и водометы, и броневики, и традиционные Уралы. Не хватало только гаубиц, танков и зенитно-ракетных комплексов. Все оцеплено, куча полицейских. Похоже, кто-то всерьез решил поиграть с нами «в войнушку».

Просачиваюсь в сторону Театрального проспекта. Выясняется, что по левой стороне проспекта ходить нельзя. Знаете, в России бывают такие дни, когда гражданам нельзя ходить по тротуару, просто потому что он располагается слишком близко к Кремлю.

Окей, переходим толпой Театральный. Где-то справа на переходе стоит дпсник и активно свистит в свисток, мол, "а ну ка идите все по переходу!" Дружно шлем его в ж… и идем дальше.

Я прошел пешком всю Моховоую до Боровицкой площади. Территория Кремля и Александровского сада были наглухо блокированы - мышь не проскочит, комар не пролетит. От Боровицкой площади во всех проездах на сколько хватало глаз стояла спец техника.

Выглянуло солнце, Большой Каменный мост, группка ОМОНовцев фотографируется на фоне реки. Вглядываюсь в даль, пытаюсь разобраться где же будет сцена - не понятно. Напротив кинотеатра Ударник стоит жиденькая ширенга юных бойцов. Левее узенький проход на Болотную.

Сопоставив ширину прохода и ширину Якиманки понимаю, что на входе обязательно возникнет очередь и давка. В феврале на аналогичной акции проход был куда шире, и ширенга стояла значительно дальше. В тот момент я не придал всему этому особого значения и даже не стал фотографировать. Зачем? Акция же согласована, а значит, с проходом на Болотную никаких проблем точно быть не должно. Будет давка и толпа - их проблемы.

Сейчас я часто упрекаю себя за то, что не остался там. Не заснял подробно расположение всех рамок, всех ограждений, не посчитал точное количество бойцов, не сфоткал пресловутые «кучки асфальта», о которых потом так часто приходилось слышать и читать. Все это могло бы помочь ребятам, которые вот уже полтора года сидят по надуманным обвинениям в организации «массовых беспорядков».

Этот рассказ здесь не случайно. С одной стороны, я хочу показать, что 6-го мая мы не могли не приехать. Нас тошнило. С другой, никто из петербуржцев не готовился ни к каким беспорядкам. У нас была простая потребность, крикнуть во все горло «Путин - п…!» и побыть вместе с единомышленниками. «Москва за Питер, Питер за Москву!», - вот главное. Мы понимали, что нас меньшинство, что общество спит под наркозом из углеводородов и зомбоящика, что любые беспорядки бессмысленны.

Если кто и готовился к организации массовых беспорядков, так это силовики. Результат их подготовки я всю дорогу видел своими глазами. Я думаю, все, чего они боялись - мирного майдана в день инаугурации. Нам достаточно было просто спокойно посидеть на Болотной сутки, чтобы у всех этих надутых дядек из телевизора случился жесточайший баттхерт. И хрен бы кто нас мирных посмел разогнать под камеры!

То есть у силовиков 6 мая было две задачи: с одной стороны не допустить массового скопления людей на Болотной («майдана»), а с другой попытаться спровоцировать хотя бы какие-то стычки с полицией, чтобы можно было разогнать тех, кто уже пробрался на площадь как страшных экстремистов и беспредельщиков.

Узкое «Болотное горлышко» решило сразу все их проблемы. Как только к площади стали подходить основные колонны, на входе образовалась давка - сзади напирают, а на Болотную не пройти. Даже если бы на нашем месте была обычная жидкость, она бы все равно устроила прорыв ограждений и «массовые беспорядки». Это даже не законы физики, а просто здравый смысл.

Проблема в том, что на Якиманке была не жидкость, а люди. Люди, которых буквально наконуне открыто послали далеко и надолго. Люди которым не все равно, чья «хата не з краю». Когда их начали избивать, они начали сопротивляться и защищать друг-друга. За это прокуратура требует для них 5 - 6 лет реального срока.

Судебный процесс по Болотному Делу почти всю дорогу был смешен и скучен. Доказать факт организации массовых беспорядков силами наших недалеких следователей и прокуроров оказалось куда сложней чем их спровоцировать. Впрочем они особо и не старалась - российская фемида не слишком придирчива в таких историях.

Оглядываясь на год назад я со всей очевидностью понимаю, что все это лишь гадкий спектакль. Вся эта прямая трансляция Минаева, раздача квартир «пострадавшим» омоновцам со сбитой эмалью, заранее отснятый компромат на леваков, заботливо подмонтированный «журналистами» НТВ. Спец. техника и бойцы мобилизованные со всех концов необъятной Родины. Все это в конечном счете должно было стать лишь декорациями для легенды о готовящемся государственном перевороте. Тот кто готовил этот спектакль и воплощал его в жизнь, наверняка, с удовольствием потирал свои грязные ручонки, видя как проворачиваются винтики безжалостного механизма, превращая кафкианский бред в реальность. У каждого в спектакле была своя роль и кто-то неминуемо должен был сесть. Неважно кто, неважно за что. Таков сценарий.

Сегодня ребята будут выступать со своим последним словом. Честно говоря, в то, что этот день настанет верилось с трудом. Мы привыкли к тому, что они там где-то сидят, спят на заседаниях суда, а мы тут тихо спокойно продолжаем заниматься своими делами. Все эти тысячи, которые когда-то вместе выходили на Болотную и Сахарова оказались абсолютно неспособными к простой человеческой солидарности. И боюсь, что это тоже часть сценария - это наша поганая роль.

Да мы слили их. Мы тупо забили. Они шли рядом, улыбались, подмигивали, кричали «мы здесь власть!». Они это мы. То есть эти 5 - 6 лет реального срока - приговор нам. Каждому, кто был в тот день на Большой Якиманке. И если раньше у кого-то были сомнения, что Путин, это именно то, что мы все коллективно заслуживаем - утритесь! Мы (почти все) такое же унылое равнодушное говно, как и эти «шубы», из года в год голосующие «как надо» ради своей пайки и заскорузлой стабильности. Свобода - это в первую очередь ответственность и готовность идти до конца. Сегодня приходится признавать, что это, увы, не про нас.

По крайней мере, точно не про меня. Что я сделал для узников 6 мая за последние полтора года? Пару раз постоял в пикетах? Пораздавал листовочки? Пожертвовал 500 рублей на Яндекс-кошелек? Полтора года в СИЗО и еще потенциально 4 года реального срока - это 2000 дней. 2000 прекрасных светлых дней на одной чаше весов и мои 500 рублей на другой. Продано! Отлично повеселились, друзья!

Мне стыдно. Вечером в 19 часов я выйду на пикет. Постою часок с плакатом, померзну. Что еще? Слабое средство чтобы уменьшить горечь во рту.

А город будет вспоминать. 900 дней блокады - фашистские оккупанты. 2000 дней - российское «правосудие» и мое равнодушие…

вопросы, жизнь, делюсь

Previous post Next post
Up