АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГРААЛЬ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Feb 20, 2014 15:49

Росстат опубликовал макроиндикаторы. Данные за январь 2014 года удивили даже пессимистов. Инвестиции в сравнении с январем 2013 года упали на 7%. Реальные доходы населения упали на 1,5%. Темп ВВП в январе ушел в минус, российская экономика замерла, никто не знает, что будет дальше.

В России включился механизм торможения, который связан с кризисом экономической модели, которая создавалась администрацией Владимира Путина последнее десятилетие. Она опиралась на мейнстрим общественного мнения в экспертном сообществе, сложившемся в Москве за последние 20 лет. Автора этой экономической модели нет, а значит нет и ответственности. Как известно, ответственность бывает только персональная, а безответственность только коллективная. Такая модель коллективной безответственности в управлении государствам и стала главной причиной сегодняшней экономической регрессии.

Более того, экономический тупик стал следствием мировоззренческого кризиса российского общества. Следует ожидать, что очень скоро эти проблемы будут индексироваться не только разрушением экономики, но станут фактором нарушения стабильности политической жизни страны. К чему это приводит, мы видим на примере событий на Украине.
Разумеется, снижение темпов роста российской экономики является результатом нескольких разнородных факторов.

Одной из главных причин является завершение формирования госкорпораций, которые консолидировали почти все успешные средние промышленные предприятия, переведя их в режим «цехов» и лишив хозяйственной самостоятельности. В результате по мере нарастания монополизма естественно пропорционально снижался уровень деловой активности и деловой инициативы. Гигантская концентрация ресурсов для модернизации предприятий ВПК не компенсировала общего снижения деловой активности в стране.

Вторая причина была в том, что в сфере энергетики и ЖКХ была, наоборот, завершена децентрализация некогда единых инфраструктурных систем, как РАО ЕЭС. Была осуществлена массовая передача монополий в частные руки - водопроводов, канализаций, тепло и энергосетей, - ранее являющихся основой муниципальной экономики. При этом новыми хозяевами по серым схемам стали структуры, обычно связанные с чиновниками разных уровней. В результате рыночных отношений не возникло, а возникли офшорные монопольные компании, в которые выводились гигантские суммы, собранные в качестве платы за энергоресурсы с населения и предприятий. Бизнес этот рассматривался как временный и полулегальный, и, как следствие, инвестиции в инфраструктуру прекратились, а коррупционные схемы вывода денег за рубеж привели к кризису платежей.

Таким образом, и в промышленности, и в инфраструктурных отраслях проведенные реформы реализовали из возможных вариантов наиболее худшие сценарии.

Но главная причина в политических ошибках. Экономика решающе зависит от общественных настроений. И не случайно торможение началось во второй половине 2012 года, когда российский креативный класс окончательно разочаровался реакцией российской власти на протестные митинги на Болотной площади. Вместо ожидаемого «исправления перегибов в политике» государственная пропаганда стала озвучивать новые мотивы, направленные на разжигание социальной розни и ненависти у наиболее маргинальной части населения в отношении интеллигенции и предпринимателей.
Не надо забывать, что деловая активность и моральное самочувствие этого социального слоя и определяет положение дел, - как в экономике, так и в культуре. Моральная травля «креативного класса» со стороны официальной пропаганды привела к возрастанию социальных конфликтов внутри трудовых коллективов, а как следствие - к снижению общей конкурентоспособности российских предприятий.

Моральная травля «образованных и активных» привела к «революции пяток» - нарастанию пассивности и массовому бегству части российского общества в более безопасную Европу, куда выводились капиталы и отправлялись на постоянное жительство семьи. В обществе распространились настроения предчувствия гуманитарной катастрофы. События на Украине только подтвердили, что логическим завершением «бюрократического реванша» является «маргинальный бунт».
Наиболее образованная часть российская общества не выражает намерения играть роль Дон Кихота, который воюет с ветряными мельницами, и продолжает готовиться к бегству. Внутри российского общества сегодня нет социального слоя, который мог бы изменить негативный вектор движения России. Это может сделать только один человек - Владимир Путин.

Пытаясь найти спасительный Грааль, Путин встретился с некоторыми академиками РАН. Президент России, бьющийся над загадкой затухающего роста, действительно пытается нащупать альтернативные решения. Среди либерального крыла экономистов правительства ответа он не находит. Не думаю, что он его найдет среди академиков.
Чтобы получить Грааль спасения России, необходимо научиться мыслить системно, опираясь на все многообразие научного знания из самых разных отраслей, и быть погруженным во все многообразие религиозного знания - именно в результате такого синтеза может родиться оптимистическая доктрина общественного развития. Но находящаяся в стадии морального и культурного полураспада РАН на такой синтез неспособна.

Никакой школы мирового уровня так и не было создано в интерьерах академии - собственно, нет ее и в либеральном крыле. Но выход из ситуации есть. Подождем своего часа.Эта ситуация требует качественного обновления институтов - тех формальных и неформальных правил, в рамках которых осуществляется экономическое развитие. Требует она и качественного изменения внешней и внутренней политики, которая должна быть направлена на достижение системных целей.

Геннадий Климов, главный редактор журнала «Умное производство»

РАН, РАНХиГС, Экономика, политика

Up