Это моя малая родина. Река Дон. Интересно Светлана Жарникова, доктор наук из Санкт-Петербурга, пишет об истории этих мест....
. "Говоря об истории Восточной Европы, археологи и историки в целом период с 10-го по 3-е тыс. до н.э. не особенно детализируют. Это мезолит-неолит, с их археологическими культурами. Но археологическая культура в известном смысле абстрактна, а ведь здесь жили реальные люди, которые рождались и умирали, любили и страдали, воевали и роднились, и как-то оценивали себя, свою жизнь, сами называли себя какими-то конкретными именами. То далекое от нас прошлое было для них настоящим. И именно древнеарийские источники дают возможность пролить свет на некоторые темные страницы этих семи тысячелетий (с 10-го по 3-е тыс. до н.э.).
В одном из сказаний «Махабхараты» рассказывается: «Мы слыхали, что, когда Самварана, сын Ракши, правил землею, для подданных наступили великие бедствия. И тогда от всякого рода бедствий разрушилось царство, пораженное голодом и смертью, засухой и болезнями. А войска врагов разбивали потомков Бхараты. И, приводя в сотрясение землю своими силами, состоящими из четырех родов войск, царь панчалов быстро прошел через всю страну, покоряя ее. И с десятью армиями он победил в битве того. Тогда царь Самварана вместе с супругой, советниками, сыновьями и родственниками бежал в великом страхе. И стал жить у великой реки Синдху (Дона) в роще, расположенной близ горы и омываемой рекою. Так потомки Бхараты жили долгое время, расположившись в крепости. И когда они прожили там целую тысячу лет, потомков Бхараты посетил великий мудрец Васиштха. И когда он прожил там восьмой год, сам царь обратился к нему: «Будь нашим домашним жрецом, ибо мы стремимся царства». И Васиштха дал свое согласие потомкам Бхараты. Далее нам известно, что он назначил потомка Пуру царем-самодержцем над всеми кшатриями (воинами) по всей земле. И тот вновь вступил в обладание столицей, которая ранее была обитаема Бхаратой, и заставил всех царей платить ему дань. Могущественный владыка страны Аджамидха, овладев всей землей, совершил затем жертвоприношения».
Так рассказывает «Махабхарата» о делах давно минувших дней. Но когда же и где это происходило?
Царствование Самварана относится, по принятой в «Махабхарате» хронологии, к 6-4-му тыс. до н.э. Затем, после разгрома и изгнания, народ Самвараны живет в бассейне реки Дона в крепости Аджамидха целую тысячу лет - вплоть до 5-4-го тыс. до н.э. Все это тысячелетие на их родных землях господствует другой народ-завоеватель и пришельцы панчалы. Но после 5-4-го тыс. до н.э. Кауравы отвоевывают у панчалов свою родину и вновь живут на ней.
Казалось бы, правдивость этого древнего предания невозможно в наши дни ни подтвердить, ни опровергнуть. Но вот что сообщает нам современная археологическая наука. Л.В. Кольцов пишет: «Одним из крупных культурных проявлений в мезолите Волго-Окского междуречья была бутовская культура. Обращает на себя внимание локализация описанных памятников бутовской культуры в западной части Волго-Окского междуречья. Абсолютная хронология ранних этапов бутовской культуры определяется рамками от середины 8-го тысячелетия до н.э. до второй половины 7-го тысячелетия до н.э. (т.е. перед нами время правления царя Самвараны - 6400 год до н.э). Во второй половине 7-го тысячелетия до н.э. в Волго-Окское междуречье вторгается другая группа мезолитического населения, которая располагается в этом регионе, в его западной части, оставив археологическую культуру, которую мы называем иеневской.
При сравнении текста эпоса и данных археологии поражает совпадение и хронологии всего события, и отдельных его эпизодов. И возникает закономерный вопрос: не скрываются ли за бутовцами потомки Пуру-пауравы, а за иеневцами - их враги панчалы? Тем более что, как ни странно, но над этими событиями время оказалось не властно. И сегодня у истоков Дона (у реки Донец), рядом с городами Кимовском и Епифанью, на холме стоит крошечная деревушка, сохранившая свое древнее название - Аджамки. Может быть, когда-нибудь археологи найдут здесь руины древней крепости царя Самвараны - Аджамидхи."