Jul 22, 2013 21:11
В июне 2013-го вышел в свет новый номер федерального промышленного журнала «Умное производство». Его содержание характеризует главный редактор журнала и газеты «Караван+Я» Геннадий Климов
Революция в головах
- «Умное производство» является клубным журналом выдающихся промышленников России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В клубе состоят 10 тысяч собственников и высших руководителей высокотехнологичных компаний. Недавно журнал стал распространяться и в Азербайджане, там у нас появились хорошие партнеры.
Смогут ли российские промышленные предприятия стать игроками на глобальных рынках? Какие открываются перспективы и как это осуществить - вот основная тема данного выпуска.
Пока трудно в действиях федерального правительства и 80% региональных правительств различить осмысленные намерения поддержки компаний, способных работать на глобальном рынке. В большинстве своем видим попытки за счет защитных мер оставить в промышленности все как есть - в том числе и нынешнюю численность занятых работников. На сегодня темп роста зарплаты в промышленном производстве - 15-20% в год. При этом производительность труда практически не растет. Исключением, пожалуй, является только «Автопром», где за три года выработка на одного работающего поднялась с 50 тысяч до более чем 100 тысяч долларов на человека. Причем все это мы наблюдаем во всех трех ведущих компаниях - и АвтоВАЗ, и «Русские машины» (ГАЗ), и КамАЗ.
Один из решающих факторов повышения глобальной конкурентоспособности - это деловой климат территории, на которой располагаются офисы и производства.
Компания Strategy Partners Group в минувшем году составляла рейтинг российских регионов, по результатам которого выяснилось, что тридцать из них вполне конкурентоспособны даже на фоне ряда европейских стран. Это обнадеживает. Однако, когда вычтешь эти 30 из 83 - общего числа субъектов Федерации, получаешь однозначный печальный вывод: остальные две трети страны, увы, неконкурентоспособны… Все зависит от компетенций и деловой этики регионального правительства и губернатора.
Сейчас есть два пути дальнейшего развития российской промышленности. Традиционная социальная политика, направленная на консервацию существующего положения, сохранение рабочих мест, - это путь деградации. Другой выход: государство является лидером в изменениях и пытается построить современную конкурентоспособную промышленность, а не сохранить всеми силами старую. Именно во втором случае новая индустриализация в России может состояться. При этом надо ясно понимать, что после реформы в промышленности останется не более 30% от общей численности ныне занятого в ней персонала. Останутся только те, кто будет способен «изменить себя», овладеть новыми технологиями, новыми процессами, новой трудовой этикой. Людей надо будет готовить, учить, переучивать и т. д.
Что нового придумал Стив Джобс
- В условиях мировой глобализации успех дела больше зависит не от федерального правительства, а от региональных властей - действий губернаторского корпуса. Поэтому необходимо параллельно с высвобождением людей из промышленности создавать множество рабочих мест в сфере услуг, туризма, обустройства территорий. В совокупности это должно повышать качество жизни и престижность места. Как следствие - приводить к общему повышению конкурентоспособности территории, в том числе и расположенной здесь промышленности.
Кластеры - это инструмент промышленной политики во всем мире. Специализация места на определенной сфере бизнеса способствует развитию территорий и предприятий за счет синергетического эффекта. В Татарстане, Башкортостане, Калуге, Ульяновске, Омске вполне успешно действуют в этом направлении. Фактически сегодня идет глобальная борьба за потребителя в двух плоскостях: товарной и коммуникативной.
У большинства российских промышленных компаний и руководителей регионов - даже при значительных вложениях в модернизацию - понимания важности коммуникативной составляющей нет. Между тем без нее модернизация производства во многом становится бессмысленной.
Проблема в том, что в России люди, занимающиеся производством и управлением регионами, могут не обладать даже зачатками гуманитарных знаний. Гуманитарные знания - это прежде всего знания о человеке и обществе. Именно они являются основой продвижения на мировые рынки, а применяемые гуманитарные модели являются основой конкурентной борьбы в глобальном мире.
Важно понять, что даже самый хороший товар без имиджа не станет основой устойчивого развития вашего предприятия. Равно как и наоборот: не бывает имиджа (бренда) без товара с некими «эксклюзивными» свойствами.
Сегодня все глобальные инновации случаются в совершенно определенной нише: в сфере интерфейсов между материальным и духовным миром. Именно здесь сегодня будут делаться открытия, которые станут основой индустрии будущего. В свое время компания «Apple» создала новый гаджет, который пережил своего создателя Стива Джобса, - iPad. В целом «Apple» в США дал работу 598 тысячам специалистов в различных областях деятельности.
А что, собственно, особенного изобрела компания Стива Джобса, что стало причиной такого глобального бизнеса? Всего лишь удобный интерфейс компьютера и человека. Его меню устроено так, что оно понятно большинству людей. И все! Секрет здесь не в глубоком знании элементной базы компьютера, а в понимании психологии. Сегодня глобальный успех зависит в значительной степени именно от инвестиций в гуманитарные исследования. Глобальными компаниями становятся те, кто это понял. Это же касается и территорий.
«Пирамида Климова» и теория элит
- В статье «Новая индустриализация» и инженерно-гуманитарный консалтинг» я впервые привожу некоторые правила построения «пирамиды Климова», которая позволяет добиваться успеха в глобальных рынках. Это пирамида - результат моих исследований эволюции мировых религий, которые сформировали «психотипы» поведения различных народов и социальных групп.
В гуманитарной науке существует несколько «пирамид», например Минто. Барбара Минто разработала пирамиду, следуя принципам которой можно легко и понятно излагать свои мысли. Однако эта пирамида всего лишь частный случай принципа Парето. Социолог и экономист, он впервые разработал развернутую теорию элит. Это дало возможность ясно сформулировать разумный взгляд на демократию как некий механизм циркуляции элит в условиях социальной мобильности для поддержания равновесия и оптимального функционирования социальных систем. Эти принципы распространяются не только на общество, но и на любую корпорацию. Есть пирамида потребностей по американскому психологу Маслоу - иерархическая модель потребностей человека. Она отражает одну из теорий мотивации - теорию иерархии потребностей.
«Пирамида Климова» довольно сложна. Речь идет о некой модели нашего сознания и подсознания, сформированной в ходе эволюции религий за несколько тысяч лет. Эту модель нашей мозговой деятельности легко трансформировать в эффективные сервисы внутрикорпоративной мотивации труда и эффективные рыночные стратегии.
В основании нашего сознания лежит пирамида, которая имеет много слоев. Чем ниже уровень подсознания, тем в более древнюю эпоху он сформировался. Нами управляют эмоции, которые сформировались в сознании наших предков и о причинах которых мы даже не догадываемся. Наше подсознание воспроизводит опыт, полученный зачастую тысячи лет назад.
Жизненный успех отдельной личности, как ни покажется странным, почти не зависит от внешних обстоятельств, но в значительной мере определяется тем, как человек думает, и вытекающим из этого алгоритмом социального поведения. Как ни странно, но «самого сильного» почти всегда победит «самый добрый». Именно организация сознания определяет конкурентоспособность жизненных стратегий. В свою очередь конкурентоспособность компании определяется «способом думать» членов коллектива. Конкурентоспособность государства - «состоянием голов» его граждан.
Надо иметь в виду, что все люди по-разному видят мир и по-разному думают. Тем не менее существуют некоторые закономерности, которые позволяют определенным образом классифицировать людей и на основании этих классификаций строить эффективные внутренние стратегии управления корпорациями, а также создавать стратегии завоевания глобальных рынков.
Сегодня мы практически можем построить периодическую таблицу ментальных типов наподобие периодической таблицы Дмитрия Менделеева, когда он упорядочил мир элементов, дав толчок к созданию современной химии и физики. Что-то подобное мы можем сегодня сделать в сфере гуманитарных наук, дав возможность, опираясь на научный базис, изменить суть индустриальных и общественных отношений. Касается это и систем внутрикорпоративного стимулирования труда, и методик брендинга. Из искусства эти сферы превращаются в науку.
пирамида Геннадия Климова,
Экономика