/Вы говорите о начальниках. Да, они лучше простых людей видят, что в стране становится невозможно жить. Пока они «в силе», они здесь как бы на охоте. А потом надо готовить запасной аэродром: вспомним бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, который благополучно приземлился в австрийских Альпах. /
Некоммерческое партнерство «Агентство регионального развития» заняло абсолютно новую нишу в бизнесе. О том, что такое региональное развитие и почему именно сегодня это словосочетание становится сверхактуальным, мы беседуем с основателем агентства тверским редактором, историком и политологом Геннадием Климовым.
- Геннадий Андреевич, как возникла мысль о создании Агентства регионального развития?
- Потому что в нем возникла рыночная потребность. Сначала, как и у большинства, у нас было ощущение, что вокруг все идет как-то не так. За рубежом даже маленькие поселки радуют глаз. А в России - кривые заборы, неряшливость и грязь… Когда попадаешь в русскую деревню, остатки былой красоты радуют глаз. Но после почти ста лет социального эксперимента, идеологических метаний, вытравливания религиозного сознания в головах у людей образовался мусор. И этот мусор мы видим на улицах. Получается замкнутый круг: архитектурное убожество усиливает убожество в головах.
Я убежден, что с этим что-то надо было делать. Но как это исправить одному человеку иди даже группе людей при полном равнодушии власти? Те, у кого не было сил терпеть происходящее в стране, уезжали.
То же мы наблюдаем на предприятиях, особенно на крупных. К руководству приходят люди некомпетентные, но крайне самоуверенные, так называемые «младореформаторы», которые умеют только управлять финансовыми потоками. Примитивный рыночный капитализм может дать положительный результат в торговле, в сфере услуг. Но в том, что касается сложного бизнеса, в особенности бизнеса инновационного, на котором строится будущее, такие схемы не работают.
Человек на интуитивном уровне, опираясь на прагматическую смекалку, может организовать магазин, кафе, даже банк… Но создание современного промышленного предприятия требует совсем иной компетенции, иных знаний, касающихся управления сверхсложными системами. В результате прихода нацеленных на сиюминутную прибыль дилетантов огромные ресурсы промышленности, накопленные еще в советское время, были обращены в прах.
Сейчас я занимаюсь историей и медиа, но смолоду я работал в промышленности, был интегрирован в процессы, связанные с автоматизацией и компьютеризацией советского промышленного производства. Сегодня мы издаем журнал «Умное производство», который объединяет еще оставшуюся серьезную российскую промышленность авиационной, аэрокосмической ракетной отраслей. «Умное производство» представляет группу консалтинговых компаний по управлению сверхсложными системами.
Кроме того, я занимаюсь изучением истории этносов, религии, эпосов разных стран - словом, глубоко копаю.
И возникла мысль: почему бы не объединить знания, накопленные в разных сферах, в совершенно новый рыночный продукт, связанный с созданием удобных для жизни территорий, мест, где хотелось бы жить, со своей атмосферой, экономической, экологической и т.п. базой. Так и появилось агентство, оказывающее подобные консалтинговые услуги.
- А кто потребитель ваших услуг?
- Рынок тоже подоспел. После выхода 131-го закона о местном самоуправлении появилось огромное количество муниципалитетов. Только в Тверской области - около 400 муниципалитетов первого уровня. Что такое поселение? Это наши потенциальные клиенты, сообщества граждан, которые заинтересованы в обустройстве жизни на своих территориях.
Кроме того, появился слой крупных земельных собственников. Когда появился рынок земли, многие поспешили инвестировать в нее свои средства, надеясь, что впоследствии будут перепродавать участки - как квартиры в городах - все дороже и дороже. Но земельный бизнес не так прост, стоимость земли может повышаться и понижаться.
- Что вы имеете в виду? Есть конкретные примеры, как понижается стоимость тверской земли?
- То, как теперь землевладельцы пытаются капитализовывать свои наделы, в большинстве случаев понижает стоимость. Уродливые заборы, выросшие в самых красивых местах у рек, не улучшают качество жизни. Мало того, человек, купивший участок за таким забором, не знает, что будет рядом через некоторое время. Самое удручающее сегодня для любого человека - это непредсказуемость власти. Завтра рядом может появиться металлургический или цементный завод, или городская свалка - об этом никто не знает. Школа и магазин или свинарник? Территориальное планирование отсутствует, и невозможно предугадать, как будет развиваться территория, где вы собираетесь построить дом.
Муниципалитеты превращаются в безыдейных торговцев землей. Это очень наглядно видно в Калининском районе. Здесь, судя по всему, намеренно заражаются жуком-короедом и вырубаются красивейшие леса, например, лес по дороге у Оршинскому монастырю, в Черногубово. Посмотрите, что происходит в окрестностях Твери, - это управленческий вандализм. Просто кому-то очень захотелось построить на месте соснового бора коттеджный поселок. А то, что внешний вид и экология места непоправимо испортятся, этого «кого-то» не волнует. Причем ценность земли и всей округи падает.
Планы по размещению металлургического комбината под Тверью, цементного завода в Старице, то, как решается вопрос с полигоном для утилизации мусора в поселке Славное… Такое впечатление, что Тверская область попала в руки инопланетян, которым наплевать, что они публично, на глазах у всей области осуществляют свои махинации. Они же все равно после этого улетят на свою планету!
Между тем такие действия понижают стоимость земли и недвижимости во всей округе, снижают конкурентоспособность региона, его инвестиционную привлекательность, перечеркивают возможности для развития.
Образовалась целая группа «земельных шарлатанов», которые, пользуясь близостью к губернской власти, банально переводят земли из категории сельскохозяйственных в земли поселения и т.п. - и так повышают стоимость земли. Это люди, которые ничего не смыслят даже в торговле землей, хотя этим и занимаются. Они вредят своим заказчикам, гражданам, государству, даже самим себе, так как: веди они дело по-другому, их хозяева имели бы намного больше прибыли.
Нормальный успешный бизнес в этой сфере должны вести совсем другие люди, с иным целеполаганием. Задача нашего агентства - найти гармонию между производством, жилыми кварталами, рекреационными объектами, торговлей и т.д. так, чтобы стоимость недвижимости в данной местности только повышалась, чтобы становилось комфортнее и безопаснее жизнь на территории, а как следствие - росла стоимость местности для всех.
Кстати, в Советском Союзе была сильная школа территориального планирования. У нее были несколько иные задачи - как мы помним, во главу угла ставилась промышленность - но умение возводить на пустом месте города, в которых до сих пор все довольно продумано, заслуживает уважения.
- Как мы помним, первым идеологом создания мастер-плана развития Тверской области, в котором было бы прописано, какой район на чем специализируется, где что строится, был один из заместителей губернатора призыва 2003 года Андрей Лошаков…
- Это был «романтический период» губернатора Дмитрия Зеленина, когда в регион приходили люди, искренне желавшие что-то изменить. К сожалению, Лошаков ушел, и на его место заступили разного рода «земельные спекулянты».
Однако Андрею Лошакову было бы трудно провести ту работу, которую он задумал. Помимо географии и экономики надо знать историю, древние ментальные коды населения. Если, условно говоря, суметь прочесть «узелковые письмена» древних, дошедшие до нас в «ведновской строчке» (см. этот номер БТ), капитализация территории возрастает.
Сейчас приходит понимание, что значительная часть «стоимости» местности находится в сфере культурных традиций, бренда, атмосферы. Главные ресурс, почему люди делают выбор в пользу того или иного места для жизни, бизнеса и т.д., - общая эстетика жизни. Почему россияне уезжают за границу? Там безопасно, нет заборов и мусора, среда обитания спроектирована так, чтобы радовать глаз. Можно ли решить эту проблему в Тверской или другой российской области? Уверен, что можно. Муниципалитеты должны иметь волю и знания. Если знаний нет, обращайтесь, для этого случае есть консультанты.
- С кем вы уже сотрудничаете?
- Как я уже говорил, мы ведем большую работу в сфере промышленности. Национальная промышленная доктрина «Умное производство», в создании которой мы принимаем участие, по свои возможностям превосходит японские и западные аналоги.
Что касается территории Тверской области, очень талантливые и умные люди занимаются реализацией проекта «Завидово». Президент «Завидово Девелопмент» Дмитрий Окороков, генеральный директор Константин Забродин, глава Конаковского района Виктор Крысов, я считаю, задают в регионе уровень правильного подхода к территориальному планированию. Интересно сотрудничать с главой Бурашевского сельского поселения Сергеем Рожковым. У него большие планы - от строительства лыжного комплекса и биатлонной трассы федерального уровня до создания настоящего пригородного жилого комплекса. Сейчас Сергей Рожков готовит уникальное для нашей области событие - фестиваль воздушных шаров, который пройдет на поле между Бурашево и Гришкино в начале августа. Постепенно «бренд» Бурашево утрачивает свой негативный смысл, уже сейчас у многих он ассоциируется с красивым и комфортным местом для загородной жизни.
Ценным опытом стала работа с Ричардом Тибботом. Она позволила понять методологию интеграции опыта из сферы промышленности с миром градостроительной политики.
Есть проекты, которые мы ведем, так сказать, для наработки опыта, для собственной капитализации и, конечно, для пользы жителей области. Например, проект «Максатиха», целью которого является создание на территории Максатихинского района Тверской области критической концентрации фермеров, которая позволит запустить процессы «обживания» сельской среды, кооперации, аутсорсинга. Должны появиться фирмы, специализирующие на предоставлении услуг для фермеров, - от бухгалтерских до, скажем, мелиораторских. За счет приезжих, русских переселенцев из стран СНГ, стимуляции активности местного населения мы с администрацией района пытаемся создать саморегулирующуюся систему.
На нас уже выходят люди, желающие переселиться в Максатихинский район. Причем не просто отдельные семьи - несколько сот казачьих семей хотят переехать сюда из Казахстана, чтобы возрождать культуру древней ведической архитектуры, той деревенской культуры, которую мы потеряли. Вместе с энтузиастами-казаками в Максатиху уже приезжали художники и архитекторы из Санкт-Петербурга.
Сейчас мы начинаем проект «Ведное». К нам обратились сами жители Ведновского сельского поселения Рамешковского района с просьбой помочь выработать стратегию, которая выведет это некогда богатое село из прозябания. В Ведном очень хорошие предпосылки, здесь сохранились традиции, есть женщины, которые владеют уникальным местным промыслом - «ведновской строчкой», а главное - в местном населении сохранился энтузиазм, желание перемен к лучшему. Это хорошая база для того, чтобы отработать основные методы возрождения территории, выработать эстетику, основанную на аутентичной вышивке, культуре производства льна по старинным технологиям.
Когда идея правильная, вокруг нее начинает возникать турбулентное движение. Наше дело - «зародить жизнь», дать импульс. А дальше система должна жить по Божьим законам своей жизнью.
К сожалению, уровень компетенции депутатов и чиновников в Твери недостаточен для решения проблем города. Поэтому мы в инициативном порядке планируем вывести на вербальный уровень философию и эстетику 12 зон вокруг Твери, реализовать проект «Большая Тверь». Здесь люди могли бы найти больший комфорт для жизни и отдыха, чем в самом городе. Сегодня население мобильно. В радиусе 40-60 км необходимо проектировать среду как единый комплекс с Тверью.
- Вы неоднократно говорили о важности выстраивания мифологии места. Над созданием каких мифов сейчас работаете?
- Надо сказать, первый созданный нами миф - чудовище с озеро Бросно в Андреапольском районе Тверской области - на удивление быстро зажил своей жизнью. Публикация о Бросни, динозавре, выжившем в карстовых озерах, вышла через месяц после создания газеты «Караван+Я». В тот момент местное население очень скептически отнеслось к этой идее, но теперь, спустя 15 лет, уже все местные жители могут рассказать, как чудовище съело корову его бабушки и т.д. и т.п. Сюжеты про Бросни постоянно выходят на разных телеканалах. Недавно одна из наших журналисток - участница нашей первой экспедиции на Бросно - дала комментарий очередным московским журналистам. В результате по телевидению прошел душераздирающий сюжет, что чудище с озеро Бросно съело ее сына Ванечку (никогда не существовавшего!).
Этот миф был создан «из любви к искусству». Но Тверская область дает большую почву не просто для мифов - для переосмысления истории. В Сандове находится удивительный мегалитический комплекс (см. этот номер БТ). Недалеко от Волговерховья по всем признакам, которые можно вывести из древних эпосов, расположена священная для всех индоевропейских народов гора Меру.
Миф нельзя создать на пустом месте. Это актуализация забытых традиций, зрительных ассоциаций. Когда мы видим странную весьегонскую вышивку с арийскими коловратами-свастиками, в нас пробуждается генетическая память. «Бабы в кокошниках», которых придумали в сталинские времена для имитации сложной и многогранной русской культуры, никого не трогают. А вот аутентичная русская культура - это и славяне, и карелы, и совсем древние, гиперборейские, слои, пришедшие к нам сквози тысячелетия. Главное - не надо заниматься самоуничижением, уверять, что все, что у нас есть, - заимствовано.
Эстетику невозможно создать с нуля. Кружевница, срисовывающая узор с журнала «Крестьянка», ничего не стоит. Нужно понимание ментальных кодов, особое чутье. И понятно, чаще всего глава муниципалитета, придя на свою должность, в таких материях разбирается слабо. Нужно привлечь правильных консультантов, чтобы легенда местности стала работать на ее развитие.
- К вопросу о «правильных консультантах». Известно, что сейчас в России появился целый класс так называемых политтехнологов, которые разрабатывают разного рода «легенды» на краткосрочный предвыборный период. В чем принципиальное отличие того консалтинга, который предлагаете вы, от того, что делают они?
- Наше агентство не может быть вне политики. Спроектировав среду правильно, исправляешь экономические отношения, отношения «народ-власть» и даже отношения в семьях.
Сегодня управление сознанием стало главным элементом управления социумом. Собственно, участие в этом процессе - основная функция интеллигенции. С одной стороны, интеллигенция охраняет строй, с другой - часть интеллигенции работает на его разрушение. Да, сегодня по стране гастролируют пиарщики, которые своими основными «инструментами» сделали вранье, клевету, распространение слухов. Эффект от их работы короткий, после него наступает похмелье - регионы, по которым прокатились выборы, сравнивают с «выжженной землей», население перестает верить кому-либо.
20 лет в таком режиме нанесли россиянам глубокую психологическую травму, разрушили ментальные коды, морально-нравственные нормативы. Как следствие, усугубилась разруха - некрасивые дома, грязные улицы, загаженные лифты, психически больные старики, дети-наркоманы, отсутствие перспектив. Убежден, что нужна «конверсия» политтехнологов, отсев авантюристов и переобучение оставшихся - прежде всего корректировка их целеполагания.
- Большинство руководителей в государственной и муниципальной власти - нормальные умные люди. Вы находите у них понимание?
- Мы давно шли к этому проекту, но было рано. Общество еще не созрело, не было горизонтальных связей. Люди были «завязаны» на власть, а власть не хотела думать о комплексном развитии - у нее были иные цели. Увод собственности и перевод активов за границу, выкачивание ресурсов из страны. Вы говорите о начальниках. Да, они лучше простых людей видят, что в стране становится невозможно жить. Пока они «в силе», они здесь как бы на охоте. А потом надо готовить запасной аэродром: вспомним бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, который благополучно приземлился в австрийских Альпах.
Однако сегодня, с развитием Интернета и сотовой связи, у людей появилась возможность горизонтальной самоорганизации. Появляются клубы, сообщества. Граждане в Интернете объединяются, чтобы решать самые насущные проблемы. Сообщество в ЖЖ «пожар.ру» прошлым жарким летом действовало эффективнее МЧС. Сообщество «ведерко.ру» объединило тех, кого достали не соблюдающие никаких правил дорожного движения, презирающие народ чиновники с «мигалками» - «синими ведерками». Велодень в Твери собрал больше народа, чем первомайская демонстрация в советское время.
Это люди, которые перестали надеяться на власть и организуют свою жизнь сами. Они хотят жить в своей стране, чистой и благоустроенной. Скоро эти люди скажут свое слово. И в этих условиях наше агентство будет востребовано. А власть - она не враг, там тоже люди, как вы заметили, нормальные и умные. Как только общество проявит волю, ситуация начнет проясняться, в том числе в головах чиновников.
Беседовала Мария Орлова
Заказ книг Геннадия Климова -
http://www.karavan.tver.ru/books/