1000-летие города, о котором вспомнили случайно

Oct 04, 2010 23:07

Почти 10 веков назад Ефремом Новоторжским в Торжке был основан Борисоглебский монастырь - первый православный монастырь на Руси. Кроме того, в 2015 году празднуется тысячелетие первого упоминания о городе Торжке.
Самое удивительное, что, несмотря на то, что в 1915 году уже праздновалось 900-летие этих событий, и даже была выпущена памятная медаль в честь праздника, подготовка к столь значительному юбилею ни в Торжке, ни как следствие в Тверской области и России не велась.



Пожалуй, самый признанный авторитет по средневековой истории Торжка, известный тверской археолог Петр Малыгин открыл конференцию.
Петр Малыгин, кандидат исторических наук, доцент:

- Выбор дат для празднования исторических юбилеев - дело чрезвычайно ответственное. На мой взгляд, неудачно были выбраны даты для празднования дня основания Твери. Со Старицким Успенским монастырем тоже получилось не очень правильно, на мой взгляд. В данный момент существуют разногласия, когда же на самом деле был основан Борисоглебский монастырь. В связи с этим хочу представить научную точку зрения на возникновение Борисоглебского монастыря, существование в 11 веке Ефрема Новоторжского и начало христианизации Верхней Волги. Споры ведутся уже более 150 лет. Среди историков организовались две солидные группы. Первую точку зрения представил историк Погодин, который рассматривал в житии Ефрема Новоторжского, написанного в конце 16 века, исторические факты 11 века.
После трагической гибели в 1015 году князей Бориса и Глеба Ефрем Новоторжский (бывший одним из сподвижников князя Бориса - прим. ред.) поселился близ уже существующего города Торжок. Сначала в трех верстах от города (в районе теперешнего села Семеновское) он построил странноприимный дом, а затем (в 1038 году) в Торжке воздвиг храм в честь Бориса и Глеба, и, "монахов много собора", основал Борисоглебский монастырь. Умер Ефрем Новоторжский в 1053 году, а в 1572 году были обретены его мощи (утраченные в середине 30-х гг. - прим. ред.)
Но Погодину противоречили два других корифея отечественной истории и истории православной церкви: Ключевский и Голубинский. Они считали, что житие Ефрема Новоторжского 16 века более позднего происхождения, да и сам святой, по их мнению, жил гораздо позже 11 века. Эти две точки зрения дошли и до 20 века. В советский период изучения проблематики к группе скептиков по поводу 11 века примкнул академик Тихомиров. Его главным оппонентом оказался академик Лихачёв, который в комментариях опубликованной им "Повести временных лет" согласился с историчностью фрагмента жития, где повествуется о первой половине 11 века. Кроме филолога и текстолога Лихачёва, данную точку зрения разделил археолог Куза, пытавшийся даже организовать раскопки в Торжке (в это время территория монастыря была недоступна для ученых, здесь находилась сначала тюрьма, потом - лечебно-трудовой профилакторий - прим. ред.). В 1960 году в современной историографии произошёл прорыв. Не в сторону скептиков, надо сказать. Крупный историк Будовниц, изучая написанную в 14-м веке "Повесть о разорении Торжка в 1316 году", пришел к выводу, что до начала 14-го века в Борисоглебском монастыре хранилось древнее Житие Ефрема Новоторжского. Косвенно о существовании Борисоглебского монастыря свидетельствуют и летописные рассказы о взятии ханом Батыем Торжка в 1238 году.
А в 1989 году Новоторжская археологическая экспедиция, научным руководителем которой я являюсь по сей день, начинает исследования на территории Борисоглебского монастыря. Первые же работы дают сенсационные результаты. Доказано, что в конце 12-го века здесь находился каменный храм, с высокохудожественными фресками, разобранный в последствие из-за ветхости архитектором Львовым в 1784 году. Это единственный каменный храм домонгольского периода на пространстве от Великого Новгорода до Ростова Великого. Таким образом, мы удревнили наш монастырь на несколько десятилетий.
Последующие экспедиции гипотетично удревнили монастырь аж до середины 12 века: на основе факта, что в 1148 году князь Юрий Долгорукий сделал вклад в Борисоглебский монастырь. И дальше начинается тупик - есть серьёзные аргументы скептиков по поводу сказочности жития Ефрема Новоторжского. Во-первых, согласно житию, монастырь основан в 1038 году - раньше самой Киево-Печерской лавры. А разве может быть создан монастырь раньше главной святыни Руси? Во-вторых, канонизация первых русских князей Бориса и Глеба приходится на 1072 год, то есть до этого никаких посвящений быть не может. Мы посчитали, что все события в таком случае нужно перенести с 11 века на 12-ый. Но наша экспедиция вне Торжка показала, что в радиусе 15 км от города нет ни одного языческого кургана. То есть христианизация здесь всё-таки ранняя.
Но как же быть с 1072 годом и с тем, что до этого монастырь не может быть назван в честь Бориса и Глеба, ещё не причисленных к лику святых? При более детальном изучении выяснилось, что Ефрем основал храм в память их небесных патронов. Покровитель Бориса - Роман-сладкопевец, Глеба - Давид-псалмопевец. Значит, Ефрем строит Романо-Давыдовский монастырь, а после канонизации Бориса и Глеба название меняется. Вот так выглядит ситуация на сегодняшний день. Очевидно, что в ближайшее время намечаются две важнейшие даты в истории региона и Русской Православной церкви. В 2013 году мы празднуем 975 лет основания Борисоглебскому (Романо-Давидовскому) монастырю, а в 2015 году - 1000-летие начала христианизации бассейна Верхней Волги, прихода в Торжок Ефрема Новоторжского и первого летописного упоминания о Торжке.

Далее выступил в разговор редактор Информационно-издательского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви Глеб Чистяков.

- Хочу обратить внимание собравшихся на уникальность не только подвига, но и самого факта прославления святых благоверных князей Бориса и Глеба. Первыми святыми Руси стали не духовные лица или церковные деятели, а миряне, светские лица. Это обусловлено тем, что христианский подвиг юных князей стал настоящим переломным событием в системы авственных координат тогдашнего общества. Традициям безусловной борьбы за власть, дохристианским обычаям кровной мести князья противопоставили физическое непротивление, победу над злом ненасилием. Комментируя исторические вопросы основания Торжка отмечу, что древняя, а тем более домоногольская Русь не знала строгих форм юридизма в делах церковных. Прославление святых возникало, не после формальных церковных или государственных актов, но как следствие живого почитания в среде народа или определенных оциальных групп. То же самое касается и основания монастырей. Для этого не нужно было особой санкции, а тем более документального разрешения церковной власти, достаточно было частного желания инока или группы иноков устроить уединенное место жительства и молитвы. В этой связи, начало монашеской жизни в Торжке можно вполне отнести к 1015 году, когда здесь появился странноприимный дом - благотворительное учреждение (больница или хоспис - прим.), которая в ту эпоху не могло существовать без содействия ночествующих и создавалось, как правило, на территории монастыря.

Геннадий Климов, историк, политолог, редактор еженедельника "Караван+Я":

- Грядущие даты чрезвычайно важны. Это даты вехи становления российского этноса, важные этапы становления мировой цивилизации. В традиционной историографии привыкли считать центром цивилизации Средиземноморье, античные страны. Но это - сравнительно недавний период. Если же углубиться в прошлое на тысячи лет, видно, что материнская цивилизация, откуда выходят все новые и новые цивилизации, именно у нас. Российская цивилизация очень древняя. У нее было несколько мест кристализации. Нельзя понять суть процессов, которые происходили под Торжком без понимания того, что происходило в это время на юге Руси, в Боспорском царстве. Торжок не случайно стал главным христианским центром Руси, раньше чем Киев. Дело в том, что на юге христианство первоначально распространилось в среде готов, которые во втором веке неожиданно появились в Крыму. Они захватили Боспор и прервали хлебный экспорт в Рим. Это отчасти было причиной гибели Римской империи. Готы пришли с севера. Если вестготы спустились по Висле, то в процессе миграции остготы не могли миновать Торжок, они сплавлялись по Дону. Остготы были разгромлены на юге гуннами и славянами в войне 371 - 375 годов. Часть из них по Дону, Оке и Волге ушла на свою историческую родину на север. Скорее всего, именно готы занесли в Торжок христианство в форме арианства, которое здесь соединилось с древними формами зороастризма, древней религией предшествующей христианству, и преобразилась в почитание бога Тора, сына бога Одина. По моему мнению, названия Торжок происходит от названия бога Тора, которого почитали викинги и варяги. Поэтому христианство было так легко принято населением. Оно было естественным развитием верований древних руссов. И Торжок стал важнейшим местом, из которого христианство распространилось по Руси.

Алексей Иорданов, генеральный директор строительной компании "Союз", один из учредителей НП "Развитие":

- Если есть возможность необходимо начинать возрождение и Торжка и монастыря уже сейчас. В наших интересах суметь как можно скорее вдохнуть жизнь в главную святыню региона, глубже и точнее изучить собственные исторические истоки и корни, выработать национальный ориентир стратегического развития Тверской области. И ведь опыт умелых реставрационно-строительных работ у нас имеется. Это - реализация в 2010 году комплекса мероприятий, посвящённых 900-летию Свято-Успенского монастыря в Старице. Понятно, что местных сил может не хватить.

Роман Чеканов, руководитель НП "Развитие":

- Поэтому мы должны подключать и федеральные структуры, включая Министерство культуры РФ.

Андрей Гагарин, начальник Департамента территориальной и информационной политики населения: администрации Тверской области

- Действительно, Тверская область - центр цивилизации. Это великий водораздел, это смесь этносов, это начало христианизации бассейна Верхней Волги. Потому полностью поддерживаю идею, что сегодняшняя встреча должна вылиться в серьёзную дискуссию на федеральном уровне.
По итогам конференции её участниками было решено создать совместно с администрацией губернатора Тверской области, Тверской епархией, учёными и краеведами объединённый оргкомитет по подготовке к празднованию 1000-летия города Торжка, а также наметить поэтапный план археологических и реставрационных работ до 2015 года. Соответствующее письмо было направлено губернатору Дмитрию Зеленину и архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору.
Как знать, может и застанем мы расцвет одной из главных святынь страны Борисоглебского монастыря и Торжка, самого красивого города Европы, если приложим совместные усилия?

Записала Екатерина Новаковская

Торжок, православие, история

Up