Депутат Государственной Думы Елена Николаева - о ключевых проблемах отрасли ЖКХ
Жилищно-коммунальный рынок активно меняется. В последние годы значительно улучшилось качество услуг (той же воды), тарифы растут не абы как, а не выше предельных тарифов, введена новая система оплаты капитального ремонта в многоквартирных домах. Причем, рынок будет развиваться и дальше.
УПРАВЛЯЮЩИЕ НЕ ЧУВСТВУЮТ УВЕРЕННОСТИ
Напомним, в Указе Президента России №600 задачи, поставленные перед парламентариями, были сформулированы максимально четко - улучшение качества предоставления услуг ЖКХ, создание правовых условий для развития рынка наемного жилья, сформировать правовые условия для привлечения частных инвестиций в отрасль.
- Рост платежа граждан за ЖКХ был ограничен предельными индексами, проработаны правила установления долгосрочных тарифов и требований, предъявляемых к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, принят федеральный закон, позволяющий развивать рынок доступного наемного жилья, значительно упрощена процедура проведения общих собраний собственников в многоквартирных жилых домах, принят закон о создании государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, который, после создания соответствующей системы, позволит каждому гражданину понимать, сколько и за что он платит, и каково состояние дома, в котором он проживает, - напоминает первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева.
- Наконец, улучшено законодательство о концессионных соглашениях и принят закон о государственно-частном партнерстве, что должно положительно сказаться на привлечении долгосрочных частных инвестиций в отрасль.
В данное время экспертов беспокоит отсутствие здоровой экономики управления многоквартирными домами. Дом - это технически сложный объект, для управления которым требуются специальные знания. Разумно, если управление осуществляется специалистами своего дела. Однако сегодня к работе в сфере управления домами трудно привлечь профессионалов.
Как считает депутат, невозможность просчета долгосрочных перспектив своей работы (угроза отъема лицензии на управление домом за 2 правонарушения всегда имеется!) ведет к тому, что управляющей организации просто невыгодно вкладывать средства в модернизацию систем многоквартирного дома, проводить энергосервисные мероприятия, становиться владельцами специальных счетов для накопления средств на капитальный ремонт, оформлять кредиты на проведение капитального ремонта. Это отрицательно сказывается на качестве управления домами. Важно, чтобы управляющие компании были экономически мотивированными - чтобы они вкладывали средства в развитие дома, нужна надежная правовая среда.
БУДУЩЕЕ - В ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
- Другая значительная проблема - неплатежи за коммунальные услуги, - уточняет Елена Николаева. - По данным Минэнерго России, на 1 октября 2015 размер долга потребителей за энергоресурсы в стране составила 829,8 млрд. руб.: за электричество - 183,5 млрд. руб., за газ - 163,2 млрд, за тепловую энергию перед ТЭЦ - 142,6 млрд, перед котельными и пр. - 220 млрд, за воду и водоотведение - 120,5 млрд.
По мнению эксперта, платежную дисциплину улучшит введение обязательного расщепления платежей через информационно-расчетные центры, которые обладают рядом важных преимуществ: повышение собираемости платежей, оперативный контроль за предприятиями ЖКХ, точные данные по объему поставленных ресурсов. У многих регионов уже есть удачный опыт создания подобных центров, который необходимо тиражировать.
Особый разговор об учете поставляемых коммунальных ресурсов. В структуре платежей граждан за услуги ЖКХ более половины общей суммы составляют платежи за энергоресурсы, а наведение порядка в ресурсоснабжении является наиболее простым и очевидным участком работы с точки зрения контроля, наиболее перспективным с точки зрения уменьшения совокупных платежей жителей (речь об общедомовых приборах учета).
В нескольких регионах запущены пилотные проекты по достоверному учету количества коммунальных ресурсов и контроля их качества. Эксперимент показал, что внедрение системы контроля позволяет значительно экономить жителям по самому дорогому ресурсу - теплу.
- Недавно мной была внесена в Госдуму новая редакция законопроекта об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам жилой инфраструктуры, - делится планами Елена Николаева. - Несмотря на то, что многие регионы выделили средства на благоустройство, зачастую они сталкиваются с противодействием собственников помещений в многоквартирных домах. Мы предлагаем принять норму, в соответствии с которой для обустройства подъездов пандусами решение общего собрания собственников не потребуется. Другая категория, которая для нас крайне важна - это дети-сироты. Совместно с Минобром и профильными экспертами мы ведем законотворческую работу в целях обеспечения их жилищных прав, защиты их от преступных посягательств различных мошенников.
Эксперты также работают над введением дифференцированного взноса на капитальный ремонт. По действующему законодательству, это право регионов. Фондом ЖКХ был проведен мониторинг, который показал, что только 29 регионов России воспользовались своим правом. Между тем технические характеристики многоквартирных домов разнятся: этажность, проектные решения, оборудованность лифтом и т.д. Поэтому возникает справедливый вопрос: почему жители, например, 5-этажного дома без лифта должны платить за капитальный ремонт столько же, сколько жильцы 20-этажки, оборудованной лифтом? Это следует урегулировать.
Наконец, очень важны уже упомянутые ранее инициативы о создании информационно-расчетных центров и внедрении достоверного учёта. Без урегулирования вопросов прозрачности платежей и учета ресурсов крайне сложно развивать программы энергоэффективности, внедрять энергосервисные контракты. Международный опыт показывает, что именно энергоэффективные технологии, способные экономить ресурсы, снижать энергоемкость ВВП государства - это будущее ЖКХ.
"Комсомольская правда"