Выставка недели: Пришел в музей, а там твоя макушка

Dec 22, 2010 02:32

Выставка, объясняющая детям и взрослым, что есть что в современном искусстве, открылась в Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке. Чтобы лучше разобраться в том, что такое перформанс и инсталляция, посетителям предлагается буквально влезть в шкуру художника и попробовать создать произведение contemporary art самостоятельно.

В советские годы современное- не в смысле временной привязки, а в смысле прогрессивности- искусство в России было, но о его существовании знал довольно узкий круг непосредственно художников и персонажей, вращающихся в среде арт-тусовки. Может быть, поэтому сегодня так много людей, высказывающихся о современном искусстве в тональности "Пастернака не читал, но осуждаю".

Современные художники, желая того или нет, оказались в положении довольно закрытой, местами полумаргинальной "касты". Рецензии на их выставки и экспликации к работам принято писать языком, предполагающим у читателя чуть ли не наличие искусствоведческого образования, тем временем многие зрители, не погруженные в тему, считают их работы "ерундой" и "мазней", искренне не понимая, как "такое" может висеть в музее или продаваться на аукционах за десятки и сотни тысяч долларов.

Суды над современными художниками и кураторами , в последнее время участившиеся настолько, что 282-ю статью о разжигании ненависти и вражды стали называть "арт-статьей",- в принципе звено той же цепи. В этом свете у выставки "Если б я только знал!..", открывшейся в Музее современного искусства на Петровке, при всей непосредственности и самоироничности проекта, довольно благородная и серьезная миссия. Выставка выстроена так, чтобы не только наглядно объяснить, чем коллаж отличается от инсталляции и для чего люди устраивают перформансы, но и дать зрителям возможность самим попробовать себя в роли современного художника и понять, зачем это нужно.

От "Черного квадрата" до медиа-арта

Кураторы Екатерина Зайцева и Екатерина Кузьмина задумали выставку как максимально понятную "азбуку", наглядно объясняющую, откуда появились и что означают разные формы современного искусства. Пояснения к экспонатам написаны простым языком, буквально раскладывающим все "по полочкам". Если и после этого не все понятно, можно прочесть экспликации, специально адресованные детям.

Сев за парту, каждый посетитель может попробовать создать свою вариацию на тему "Черного квадрата" Малевич Источник ММСИ

Детей тут ждут, конечно, в первую очередь: выставка просто суперинтерактивна, настоящий арт-аттракцион. Все начинается с зала, посвященного "Черному квадрату" Малевича как произведению, ставшему поворотным в искусстве начала прошлого века. Тут можно, сев за парты, полистать манифесты Казимира Малевича, написанные им к выставке "0,10" 1915 года - именно на ней в "красном углу" выставочного зала впервые был продемонстрирован "Черный квадрат". Можно попробовать придумать вариацию на тему знаменитого полотна самому: к услугам посетителей- маркеры, бумага, мелки и доска для рисования, а для вдохновения- примеры переосмысления "Черного квадрата" разными художниками.

В разделе "Традиция" можно по-новому раскрасить "Джоконду" или "Рождение Венеры" Источник ММСИ

В разделе "Традиция" продолжается рассказ о том, как современные художники по-новому смотрят на классику: работа Олега Кулика "Искусство должно работать", например, заставляет вспомнить "Велосипедное колесо" главного экспериментатора начала прошлого века Марселя Дюшана, а Виктор Гаврилов работой "Губы" оставляет от Джоконды лишь ее загадочную улыбку. В комнате рядом всякий желающий может попробовать создать свой вариант той же "Джоконды" или "Рождения Венеры", разрисовав пастелью "раскраски" - репродукции шедевров или добавив деталей проецируемым на стену картинам.

Изучив перформансы Дмитрия А. Пригова, Николая Полисского или кадры с "Монстраций" группы "Бабушка после похорон", в отдельно взятой комнате можно устроить "свой собственный театр" (именно так суть перформанса объясняется для детей), и посмотреть на это "представление" со стороны: видео транслируется на стену, а камеры снимают в фас и сверху, с макушки.

Есть возможность устроить собственную инсталляцию: в пространстве рам на стенах зала-практикума для "Объекта-Инсталляции" можно создать комбинацию из любых букв и предметов, от туфельки и теннисной ракетки до увековеченной Уорхолом банки супа Campbell и даже настоящего чучела головы кабана.

Рядом с залом с инсталляциями, объектами и реди-мейдами - зал с множеством вещей из повседневного обихода, из которых гости выставки могут создать свой арт-объек Источник ММСИ

Рядом с залом "Фотография" можно сфотографироваться, оказавшись на снимке рядом с египетскими пирамидами или среди городского пейзажа, а в разделе, посвященном медиа-арту, с помощью компьютерных планшетов и собственных пальцев "запустить" на стене салют и нарисовать картинку или мультфильм. И фото, и рисунки потом выложат на сайт проекта.

Путь к зрителю

Отзывы о выставке предлагается оставлять там же, на сайте, в виртуальной книге отзывов. В книге уже есть несколько записей, в основном- восторженных: посетители благодарят кураторов и музей за интересную выставку, и за то, что все можно попробовать самим.

Вдохновившись фотоискусством, посетитель может сфотографировать себя на одном из мелькающих позади него фоно Источник ММСИ

Впрочем сделать мир contemporary art этот "путеводитель по современному искусству" понятнее помог, определенно, не всем. Например, не представившийся посетитель в своем отзыве призывает "уродов" перестать "издеваться над искусством" и "калечить и марать его своим несовершенством"- мнение, имеющее право на существование, и, похоже, создатели выставки предполагали возможность такой реакции.

Один из экспонатов раздела о медиа-арте, видеоинсталляция "Too long to escape" московской группы Escape, сделанная для 51-й Венецианской биеннале , приближает художников на шаг к зрителям, когда в зал входит новый человек. Современное искусство с каждым новым заинтересовавшимся зрителем становится этому зрителю ближе, но кончится все тем, что художники, подойдя к зрителям почти вплотную, вдруг опрокинутся навзничь, будто столкнувшись с невидимой преградой, и вновь поднимутся опять далеко на горизонте.

Художники группы Escape приближаются к зрителю, но, когда они будут уже рядом, что-то оттолкнет их наза Источник ММСИ

Грустная ирония в том, что на выставки в галереи и музеи современного искусства приходят в первую очередь те, кто по ту сторону экрана, то есть, те, кому ни к чему подробные экспликации, написанные понятным языком. Те же, кому эти объяснения оказались бы полезны, в ММСИ- есть опасность- просто не придут, так же, как и не считали нужным приходить до этого.

неделя, выставка, музей

Up