Оказывается, сборники анекдотов существовали уже в далекой древности.
Вчера я вычитал в достаточно симпатичной развлекательной исторической книжонке (перевод с английского на иврит), про самый старый среди сохранившихся сборников, древнегреческий «Филогелос». Принято датировать его 4 веком нашей эры. Шутки, как и ожидалось, вроде как так себе. Без объяснений зачастую непонятны, и, в основном, приступов смеха не вызывают.
Хотя, например, утверждают, что известный скетч бессмертных Монти Пайтонов про мертвого попугая вполне сводится к вот этой:
«Некто, повстречав дурака, сказал ему: "Раб, которого ты мне продал, умер". - "Клянусь богами, - сказал дурак, - пока он был у меня, он никогда так не делал".»
А еще там есть вот такая шутка:
«Дурак хотел спать, но у него не было подушки, и он велел рабу подложить ему под голову горшок. Раб сказал: "Он жесткий". Тогда дурак велел набить горшок пухом.»
Несмешно, но что-то мне напомнило. И я достаточно быстро сообразил, что именно:
«Вызывает Брежнев на заседание Политбюро Королева с космонавтами, и говорит:
- "Американцы послали своих астронавтов на Луну. Советский Союз не должен отставать; потому мы в Политбюро посовещались и решили, надо лететь на Солнце."
- "Леонид Ильич, так ведь там жарко, сгорим..."
- "Думаете, мы тут, в Политбюро, полные дураки?! Ночью полетите!"»
Это уже смешно, во всяком случае было смешно. Хотя это та же шутка. Только контекст другой. Э, подумали мы с Петром Ивановичем, а в чем разница между двумя версиями?
А. У древних греков там был просто дурак, а не члены ареопага во главе с.
Б. У греков дурак не понимал элементарных вещей в реальности, данной ему в тактильных ощущениях, а у нас ого-го - в школьной программе и далеко не первого класса.
И замыслил я утром, придя в офис, написать пост и сообщить urbi et orbi ,что вот он, значицца, тот самый прогресс! Не стоит прогрессивное человечество на месте (и чем, как не анекдотами, это можно доказать, не правда ли?).
И будь я, скажем, изобретатель стрелок осциллографа, так бы и сделал (последняя жутчайшая статья оного сочинителя на тему византийской истории - кой черт понес её на эти галеры?? - лучшее тому доказательство).
Ан нет. Надо все проверить. Иначе несерьезно. И тут мой пост вместе с настроением увяли. Ибо выяснилось, что в шутке фигурировал вовсе не дурак. Когда переводишь с греческого на английский, а с английского на иврит, много чего может случиться. В оригинале действует схоластикос. Коий переводится серьезными людьми на русский иногда, как педант, а иногда и вовсе, как профессор (рассеянный небось, или даже чокнутый, типа Эдди Мерфи). Так что он школьную программу знает прекрасно, а проблемы у него совсем другие. И аналогия не работает.
Мало того. Выяснилось, что в древнем мире было полно анекдотов про ихних ткскзть Брежневых и протчих членов Политбюро и мало того, таковые анекдоты фигурировали и в сборниках анекдотов. Уже древнеримских. Наверное, в разделе «политические» (впрочем, даже если нет, то отсутствие раздела «политические» в сборнике анекдотов, прогрессом не объявишь, ибо другой анекдот нас учит, что если каннибал пользуется ножом и вилкой, то это еще не прогресс). Но про брежневых, закончивших свое бренное бытие задолго до публикации «Филогелоса»
Например:
«Приветствуя некоего Андрона из Лаодикии, Цицерон спросил, что привело его в Рим и, узнав, что этот человек пришел, как посланник к Цезарю, чтобы просить свободы для своего города, он заметил «Если у тебя получится, то замолви и за нас словечко».
Чем не происки антиримской либерастической оппозиции и прочих иноагентов? Недаром оный Цицерон плохо кончил.
Так что пришлось мне разозлиться на авторов/переводчиков оной книженции подтвердив на практике, что, как и утверждал Жванецкий 19 века Альфонс Алле, «в жизни часто случаются такие минуты, когда отсутствие каннибалов ощущается крайне болезненно».
Итак, напрашивается вывод, что анекдоты однозначно доказывают, что никакого прогресса не существует. Меняется только контекст. А мы, люди то есть, все те же и все такие же.
Можно процитировать Экклезиаста. А можно, например, Карамзина («Ничто не ново под луною: Что есть, то было, будет ввек. И прежде кровь лилась рекою, И прежде плакал человек»). А можно, в духе темы поста и, учитывая, основную тематику сборников анекдотов любых времен и народов, Игоря Губермана («Ничто не ново под луною: удачник розов, желт страдалец, и мы не лучше спим с женою, чем с бабой спал неандерталец»). Разница невелика и прогресс не наблюдается.
В общем, С НОВЫМ ГОДОМ!!