Веласкес приехал в Рим по поручению короля, для закупок произведений искусства. Наверное и для того, чтобы себя показать, пусть это и не значилось в официальных документах. Его жизнь крайне бедна событиями. Дружба с Рубенсом и поездки в Рим из самых ярких. В Риме он написал портрет папы Иннокентия Х. Существует легенда, что Веласкес случайно увидел понтифика в Ватикане на прогулке и успел схватить выражение лица в тот момент, когда, казалось, его никто не видел, очень отличающееся от официальной маски. Надо отдать должное Иннокентию, он сказал про этот портрет "Слишком правдиво!".
Портрет висит в сумбурно устроенной частной галерее семейства, к которому принадлежал Иннокентий Х, дворце Дориа- Памфили, где произведения великих мастеров развешаны без всякого уважения, даже к Рафаэлю, Брейгелю и Караваджо, вместо обоев полностью, без пробелов, покрывая стены . Только этот портрет помещен в отдельный кабинет.
И только благодаря ему кто-то не занимающийся узкоспециализированно историей католической церкви 17 века (достаточно скучная тема), знает, кто такой Иннокентий Х, Джабаттиста Памфили, потомок Борджиа и враг Мазарини.
Да и Филиппа 4, пославшего Веласкеса в Рим, за пределами Испании наверняка чаще всего вспоминают в качестве покровителяи и персонажа Велескеса.
Я как-то с трудом, но понимаю, почему классическая живопись, как направление, приложения человеческого гения, погибает. Я каким-то образом могу понять, чем занимается современное искусство. Оно меня очень мало интересует, но я не готов подписаться под злобными описаниями из последнего пелевина. Я могу понять, почему профессионалы не берутся возвращаться к истокам (клинических бездарей, рисующих диктаторов или богатых дураков в квазиклассическом стиле я в расчет не беру).
Я не могу понять, почему никто из современных сильных мира сего не берется профинансировать такой проект. Просто в надежде запомниться потомкам.Это явно дешевле, чем покупать крайне сомнительного "Спасителя мира".