Как понарошку стать пилотом вертолёта Ми-8

Sep 16, 2013 22:51

Не перестаю удивляться, насколько насыщенным выдаётся этот год в плане авиационных событий. В этот раз ассортимент моих приключений пополнился новыми ощущениями и впечатлениями от реального учебного тренажёра вертолёта Ми-8Т. Если ранее я смотрел и снимал работу экипажа из салона, слабо себе представляя, как всё же управляться с этим чудом инженерной мысли, то теперь можно было самому "наощупь" попробовать изменять шаг винта, "дать педаль", щёлкать галетниками радиостанций и пробежаться по всем тумблерам.



Бооольшие оригиналы фото доступны как всегда по клику..


В нарушение уже сложившейся традиции именно в первых строках хочу выразить громаднейшую благодарность Евгению - моему соратнику по любви к небу, человеку, который когда-то привёл меня в мир больших споттингов, а в этот раз командиру экипажа и админстратору тренажера в одном лице! После первого полёта на вертолёте моё равнодушие к ним полностью улетучилось, а теперь они мне нравятся всё больше и больше. Спасибо тебе, дружище!!! :)

1. Что самое главное в тренажере?! Правильно, часы и красная кнопка. Чтобы не заигрывались экипажи, а вовремя освобождали место следующим пилотам винтокрылых машин. Шутка юмора конечно же! Насколько мне известно, тренажеры тем и ценны, что позволяют отрабатывать нештатные ситуации в условиях катастрофического дефицита времени. Потому и часы должны быть серьёзные.



2. Сам центр управления полётами на поверхности очень лаконичен, кажется, что у некоторых симмеров "рабочее место" устроено понавороченнее, однако от постороннего глаза скрыта достаточно мощная серверная составляющая.



3. Состояние приборов в кабине полностью отображается на экране инструктора, можно переключаться между всеми панелями. Полный контроль над обстановкой и все упущения технологии работы экипажа заметны сразу.



4. Тренировочные полёты отрабатываются на сценарии аэропорта Адлера, который я уже и своими глазами видел, и в симуляторе успел попробовать на зуб. Узнав, что и в Абхазии на озере Рица я бывал, Евгений без колебаний предлагает лететь именно туда. Поэтому подготовку полёта начинаем с изучения схем и карт.



5. Также во власти инструктора вся обстановка в небе: выбираются объекты транспорта, им задаётся маршрут и в небе становится очень живенько. Глядеть надо в оба, чтобы трафик не разрушил эйфорию полёта.



6. "Создатель" парой штрихов завершает свою картину мира, и нам пора на борт..



7. Магия ночного освещения панелей приборов завораживает и приводит в ступор новичка. Глаза бешенно бегают между циферблатами и тумблерами, останавливаясь на чтение надписей. Память пытается вместить в себя всё это разнообразие, но без тщательного изучения РЛЭ (руководство по лётной эксплуатации) и технологии работы экипажа невозможно сразу увидеть в этом систему. Поэтому хочется просто наслаждаться тактильными ощущениями реальных приборов реальной кабины, в которую "порулить" никто в здравом уме никогда меня не пустит. :)



8. Почти полностью красная подсветка панелей создает уютное ощущение комнаты для проявки фотоплёнки, но с точки зрения эргономики мне пока непонятен выбор в пользу этого цвета. Логичнее считать красный цветом тревоги, опасности и отказов матчасти. Но снимки получаются дьявольски шикарные!



9. Настоящий компьютеризированный кокпит - мечта любого заядлого симмера! Один раз полетав на таком оборудовании, уже больше не хочется теребить джойстик и нажимать кнопки клавиатуры вместо педалей. Ну совсем не те ощущения!!!



10. И вот мы волшебным образом оказываемся на перроне аэропорта Адлера и готовы к запуску двигателей. Слева от нас по ВПП периодически проносятся взлетающие самолёты. Для полноты ощущений не хватает только голосов реальных диспетчеров Руления и Старта в наушниках.



11. Зелёный глаз авиагоризонта в царстве красных будильников. Вертолёты летают преимущественно в светлое время, поэтому снять нечто подобное в реальном полёте пока остаётся только в сумеречных планах на будущее. Конечно реальному пилоту не понравится кабина, прибитая к полу и полное отсутствие вибраций, а вот для съёмки со штативом это оказалось очень большим плюсом.



Фазу захватывающего полёта на посадочную площадку озера Рица я по понятным причинам показать не могу.. Когда очутишься в кресле и возьмёшь управление, всё внимание переключается на уплывающие под ноги горы, пляшущие стрелки радиокомпаса и шарик-индикатор скольжения. В борьбе с нагрузками на ручке управления всё чаще щёлкает кнопка тримера и постоянно кажется, что скороподъёмности не хватит перелететь быстро надвигающиеся горушки. Посадку я естественно доверил командиру, ибо был прочно уверен, что размажу вертолёт ещё задолго до площадки.

12. Женя красиво показал, как это надо делать, отработав фактически за всех 3х человек в составе экипажа Ми-8. На меня как на 2го пилота ещё долго никакой надежды не будет :)



13. "До обратного!" говорим мы воображаемому диспетчеру и глушим двигатели. Аккустическая система тренажера очень хорошо создаёт шум, чтобы без наушников друг друга почти не слышать. А вот так выглядит вся красота с высоты второго этажа. Кстати, если открыть форточку и включить кабинные вентиляторы, то при полёте над морем очень быстро фантазируешь себе солёный бриз :)



14. Над сферической картинкой трудится чуть не десяток проекторов. Даже не могу вообразить, как у них так чётко сшивается картинка в единое целое.



15. Женя с удовольствием демонстрирует, как он красиво сел. Надеюсь, запись моего позорного корявого полёта не сохранилась на плёнках самописцев. А вертолёт наш оказывается в очень узнаваемой в Красноярске ливрее :)  В Адлере я таких не видел.



16. Подошло время обратного вылета, пальцы ловко пробегают по тумблерам. К взлёту готовы.



17. Несмотря на кажущуюся просторность кабины, со штативом развернуться в ней почти негде. А вот в реальном вертолёте снять такой кадр из-за спины пилота вообще никак не получится - перегородка помешает, однако.



18. Словно пилот истребителя командир правой рукой держит рукоятку с кнопками, а левой добавляет режима двигателям и меняет шаг винта. А я благодаря этому полёту понарошку наконец-то углубился в теорию и узнал, засчет какой магии летают вертолёты :)


19.  Теперь только осталось изучить РЛЭ и всё тайное в работе экипажа станет для меня понятным. Но магия светящихся тумблеров останется во мне навсегда!



20. С попутным горным ветром летим вдоль абхазских ущелий на базу. А время летит вперёд нашего вертолёта и его к сожалению не остановить. А ведь так хочется слетать ещё и на Красную поляну, или поглазеть на загорающие тела вдоль берега Чёрного моря.



21. Подозреваю, что увлечённо "играть" в пилотов здесь можно долгими часами, пока кто-то не нажмёт красную кнопку. Меня бы и за уши не оттащили. И это ведь просто обычный полёт, без экстремальной погоды, без посадки на авторотации, без сложных задач по приземлению на платформу к нефтяникам.



22. Все авиатренажеры, видео с которых мне встречалось, были выполнены на сложной подвеске, изменяющей положение кабины в пространстве. Сначала, увидев, что кабина данного Ми-8 намертво прикручена к полу, испытал некоторое разочарование, что ощущений полёта не будет. Оказывается одна только двигающаяся картинка так впечатляет вестибюлярный аппарат, что закладывая виртуальный крен, начинаешь реально качаться в кресле, подсознательно исправляя мнимое изменение положения тела.



23. И на этом состоянии лёгкой качки и детского восторга мы заканчиваем наш полёт. Естественно, заходя на посадку в Адлере, я так по-дилетантски быстро стал гасить скорость, не парируя возросший вращающий момент педалями, что крутиться мы начали, как вода в унитазе. Так что такой плохой симмер как я вертолёт не посадит. Однозначно!

Ещё раз спасибо Евгению за эти незабываемые несколько часов хоть и игрушечного, но всё же приобщения к большой авиации!!


Ми-8, вертолёт, тренажер

Previous post Next post
Up