0. В севильском дворике.
Это была в чем-то неожиданная поездка. Почти те же места, но другой формат. Изначально планировался тренинг-путешествие, группа собиралась слишком маленькая и вместо этого получилось наше семейное путешествие.
Жадность впечатлений оказалась сильнее чувствования своего ритма, поэтому мы выстроили очень насыщенный маршрут по любимой Андалузии: Толедо-Гранада-Севилья-океан-Мадрид. Поиск недорогого автомата с one way, долгие посиделки с booking-dot-com и наше-все-airbnb. Поготовка завершалась уже на пути. Приземлились в аэропорту Мадрида и сразу поехали в Толедо.
1. Эта дама встречает в аэропорту.
2. Балкончик в Толедо
Толедо неизбежно “рифмуется" с Эль Греко. Так и есть. В смысле, что Эль Греко как и Zara Веласкес - это локальные бренды, как и El Corte Engles Дон Кихот. Доминикос и вправду хорош, но его работ в самом Толедо немного. Зато собор оказался прекрасным.
Мне больше нравится французская готика. У французов соборы строгие и стильные. В итальянских величественность создается большей роскошью. В испанских возникает уже почти китч, по крайней мере, я так воспринимаю их аляповатые христианские скульптуры. Но в знаменитых соборах с величественностью, как дыханием вечного, все хорошо. В толедском есть очень вдохновляющая дырка в небо. Окно в куполе, окруженное скульптурами, свет из которого падает на изображение солнца? святого духа? также окруженного скоплением скульптур. Ну, и размеры впечатляют, как и отличная коллекция картин.
Еще один исторический бренд - толедская сталь. Поэтому везде продаются ножи. Мы купили. Со штопором, потому что вечер без вина - это почти как вечер без перформанса. А у нас Маша, т.е непрерывный перформанс. Еще в Толедо прекрасный местный марципан, а за правильный марципан можно многое отдать. Также как и за узкие улочки, неспешную реку и закат, освещающий полгорода.
3. Собор в Толедо
4. Маша притворяется персонажем испанских художников.
5. Дыра в небо.
6. Закат в Толедо
Долгая дорога до Гранады: сначала холмы Ла Манчи с теми самыми донкихотовскими мельницами, затем бесконечные оливковые рощи и даже настоящий пылевой большой смерч. Нам опять досталась продукция французского автопрома Citroen Picasso, в котором все прекрасно, кроме плохой автоматической коробки передач. На прямых и плоских дорогах это не сказывается, а на узких и наклонных улицах становится заметно.
7. На холме и алькасар, и мельницы, но на фото их не видно. :(
В самой Гранаде были три пространства: классически пафосный центр, простые белоснежный домики на склоне Альбасина и непосредственный point of interest - Алямбра или, по-старому, Альгамбра. В Гранаде мы сходили на туристическое фламенко. Мне оно в чем-то показалось похожим на йогу - контент есть, а контекст ушел. То есть, конечно, фламенко и йога, они во всем противоположны, кроме этого. И йога, похоже, создала свой новый контекст, а насчет фламенко я не уверен. Хотя в современном ноевом ковчеге мире есть место для всякой пары. В общем, мне все понятно, но за душу тела не берет. А резная вязь Алямбры завораживает, особенно интересно воспринимается потолок с сотнями маленьких ниш и куполов, такие небесные соты для меда поэзии.
8. Вид на Гранаду из садов Генералифе
9. Так из Алямбры виден Альбасин.
10.А так он изнутри
11. Резные стены во дворце Насридов в Алямбре.
12. Арки там же.
13. И потолки.
14. А это вид на дворец сбоку.
В Севилье было откровенно жарко. В испанских тавернах регулярно хотелось убавить громкость окружающих бесед, чтобы насладиться pulpo a la gallega или mariscos a la plancha. Непроизвольно сравнивалось с Францией. Испанский шум и прямота гораздо понятнее (как и язык), но французская изощренности кажется более насыщенной смыслом. К этому времени накопилась усталость, поэтому Real Alcasar с узорами садов и мудехарской плитки для меня прошел наполовину мимо. И приятным выдохом был португальский океан и простые три дня на океане.
15. Собор в Севилье
16. Осьминог с картофельным пюре. Это какая-то авторская кухня.
17. Креветки, зажаренные на камне, sizzling stone.
18. Португальское побережье
19. И вот так
Мы потом еще побродили в Севилье по берегу Гвалдакивира на обратном пути, поскольку машину сдавали именно там. И отправились на поезде в Мадрид. Оказалось, что если заранее озаботиться билетами - это не про нас недорого и легко. Хотя ощущение своего собственного отдельного маленького передвижного дома-машины телесно привлекает больше. Основные трассы в Испании отличные, только один пришлось объезжать огромную аварию по проселочным дорожкам.
20. Дворик в Севилье
Мадрид, а точнее, музей Прадо и был самой ясной целью всего путешествия. Саше, ученице шестого класса художественной школы, нужно было совершить очередной заплыв в сокровищницу мирового арта. В Прадо отличные любимцы Босх и Брейгели, безумный нуар Гойи, лоснящаяся плоть Рембранта и многомерное пространство “Менин” Веласкеса. И туча всего остального. Мне, правда, более цельным показался музей Тиссена. Возможно, потому что он меньше и там ровнее история, понемного всего. Там есть один, но полностью совершенный Дали, дымчатый Моне, французские полиперспективные кубисты и русские как я их назвал “конструктивистки".
Сравнение возникает непроизвольно: Испания, как и Россия, - еще одна империя-в-прошлом, только там империя совсем в прошлом, где ей и место. Нет никакой борьбы за прирастание "испанского мира", никто их не завоевывает, люди не живут среди врагов, просто живут, хотя история такая же темная и кровавая, как и у всех остальных.
Настоящее не может быть простым, мы живем в сложном мире, который включает в себя простоту. По прилету стал заметен прирост "военного дискурса" в информационном поле страны. Так воняет “совок", не ставший музеем.
PS Для тех, кто не понял аллюзии в названии:
Click to view