Привычное понимание отношений рассказчика и истории - это «я рассказываю историю». И, действительно, рассказывание историй - это непростое и очень ценное умение и искусство. Но в Аутентичном Движении вначале вы обнаруживаете, что история рассказывает себя через вас. Когда мы больше присутствуем в опыте - история рассказывает себя вами. В конце концов, вы становитесь этой историей, и вы становитесь больше этой истории.
Я хочу рассказать о некоторых таких историях.
История роста (подъема).
Движущиеся часто начинают танец, лежа на полу или близко к полу. Уделяя все внимание миру телесных ощущений, движущийся воссоздает ситуацию, во многом напоминающую "сенсомоторный поток переживаний младенца». Соответственно могут появляться и сильные эмоциональные переживания, связанные с опытом раннего детства - радость игры и узнавания собственного тела, невыносимое одиночество и высокая значимость телесного контакта (особенно с «наблюдателем», олицетворяющим ранний объект). Постепенно Движущийся может подниматься, вставать, вырастать, менять свои отношения с пространством и с Другими.
Эта история может происходить в рамках одной сессии или постепенно разворачиваться во времени.
В качестве примера приведу случай, описанный израильским танцевальным терапевтом Йоной Шахар-Леви:
Г. пришёл ко мне на двигательную терапию десять лет назад. Тогда он был 28 летний студент-юрист. Тело не было зажато или напряжено, голос спокойный и уверенный. На мой вопрос о причине обращения к двигательной терапии, Г. ответил, что он не полностью пользуется своим потенциалом, что-то его останавливает. Г. отметил, что в возрасте одного года он лишился матери, однако отец женился снова, и его детство было обычным.
Когда Г. было предложено попробовать аутентичное движение, он немедленно лёг на пол и начал двигать спину и бёдра в едином движении - волной, по кругу. Тело как будто искало поверхность, к которой можно прижаться или ощутить её прикосновение. По окончании, Г. заметил, что движения были приятны. Во второй раз, Г. проделал схожие движения: лёжа, круговые движения, всем телом. Такая картина повторялась два месяца. Затем появились новые движения: ползанье, ходьба на четвереньках, прыжки стоя. Интересно, что не одно из этих движений не происходило в начале встречи. Г. всегда начинал движение лёжа.
Создалось впечатление, что что-то заставляет его каждый раз возвращаться к схеме первичного развития. Появилось предположение, что движения “в родительских объятиях” неосознанны и проистекают из скрытого стремления снова ощутить себя в объятиях матери. Это предположение сильно взволновало Г., и он захотел вернуться к движению. На этот раз его движения были большие, всем своим телом он рисовал кольцо объятий, к которым хочет прикоснуться и почувствовать. По окончании сказал: "Я чувствовал маму в своём теле. Будто что-то вернулось ко мне от неё. Теперь я знаю, что не потерял её, что-то от неё осталось в моём теле".
Это был переломный момент. Две модели движения пришли к равновесию. Репертуар расширился, проявилось творческое начало. Изменения появились и в личной жизни.
29-30 марта, Москва
Тренинг "Истории, рассказанные телом"