Оригинал взят у
nandzed в
Самайя в дзогчен. Просто освежить память:) Когда мы говорим о передаче, она всегда связана с обещанием. Всегда существует какое-то обязательство. Оно может быть минимальным - вы дали обязательство повторять данную мантру или выполнять определённое действие. Я могу дать обещание, даже не сознавая этого, но взять обратно уже поздно. Итак, на этом уровне необходимо помнить, сознавать тот знаменитый момент учения, который называется «самая», обязательство, или обет. Он означает связь между учением и душой человека.
Умирает тело человеческого существа, но не состояние его сознания.
Поэтому мы говорим, что духовная связь длится вплоть до окончательной реализации. И когда вы не осознаёте этого, не осведомлены об этом или пренебрегаете этим, то это становится настоящим препятствием. Здесь суть не только во взаимосвязи ученика и коренного учителя. Суть также и во взаимосвязи между учениками и во взаимосвязи между учеником и любой из трёх категорий учителей*, которые были связаны с духовным ростом. Поэтому вы должны это осознавать и знать, как поддерживать это обязательство в чистоте.
Если говорить о самаях, обетах, то в Дзогчене объясняются четыре самаи. Их называют самаями, обещаниями или обетами, но это не обязательно обещания или обеты. Это обязательства проявлять осознание. Это то, что вы должны иметь в виду.
1) Первое называется мэйпа, что означает ничего. Существует ли в этом случае обещание что-то делать или нет? Ничего не существует. Нет никакого обещания, что вы должны непременно поступать так-то или так-то.
2) Но несмотря на то, что существует это ничто, эта шунья, второе - это цалпа, т.е. следствие того, что человек постоянно осознаёт, присутствует здесь и сейчас, что он полностью присутствует в каждой ситуации. Иногда мы понимаем или переводим это «цалпа» как вездесущий. Очевидно, что если вы отвлекаетесь, где-то блуждаете, то вы отсутствуете. Вы не находитесь в этом состоянии.
3) Третье называется чигпа, что называется уникальное состояние, единичное состояние, т.е. то единственное состояние, которое суть ригпа, или контакт с ригпа.
4) Четвёртое - это лхундуб, самосовершенство, т.е. знание того, что всё совершенно.
Если возникает вопрос: «А как это выполняется? Как выполняется единственность? Как выполняется самосовершенство?» - то ответ таков: «Ничего особенного делать не нужно». Никто не говорит, что вы каждый день должны произносить определённый набор слов. Или что существует обязательство каждый день сидеть столько-то времени в закрытом помещении, «выполняя созерцание». Однако существует огромное внутреннее обещание. Если вы не пребываете в присутствии, в осознании или, по крайней мере, не пытаетесь жить в этом присутствии и осознании, если вы вместо этого практикуете и применяете рассеянность, то вы не находитесь в состоянии Дзогчен.
В Дзогчене вы не можете получить никакой гарантии, никакого удостоверения. В нашем случае мы говорим о конкретных результатах, о том, что действительно происходит. И если я уж дал обещание, необходимо всесторонне соблюдать его - это действительно так. Если оно не соблюдается, то само это обещание и передача, полученная с ним, становятся препятствиями. Поэтому практик Дзогчена постоянно, каждый миг стремится обрести себя, т.е. жить в этом состоянии, в этом обещании, поддерживать и объединять все полученные передачи и учения в практике Гуру-йоги.
Намкай Норбу Ринпоче
*У практикующего Ваджраяну, как объяснял Тулку Ургьен Ринпоче, может быть несколько типов коренных учителей: ваджра-мастер, дающий посвящения; дающий текстовые передачи; объясняющий значение тантр. Основным же коренным учителем является мастер, дающий "указующие наставления", т.е. знакомящий человека с природой его сознания.