Тридцатое ноября 2006 года. Я еду домой. Только что из турагентства - я купил билеты в Нью-Йорк на Новый Год. Визы еще нет, но я ни минуты не сомневаюсь, что получу её. Я свечусь, переполняюсь гордостью за то, что вот, дескать, захотелось мне, и я взял и купил билеты, лечу на противоположный край, где прежде не был. И чувство такое приятное, что сам определяешь события в своей жизни, судьбу свою.
И в этот момент мужчина лет 30-35, взъерошенные волосы, очки и черное пальто, глядя мне точно в глаза через лобовое стекло, бросается мне под колеса. Просто стоял на тротуаре и, когда я проезжал, быстро вышел на дорогу, не переставая глядеть мне в глаза. Чудом я успел объехать его, выехав на встречную полосу, и чудом на ней никого не было. Через полкилометра и остановился и дышал, дышал... Хочешь-не хочешь, но вспоминается "Хочешь рассмешить Господа - расскажи ему о своих планах".
Проходит месяц, но эту историю я вспоминаю каждый день. В день прилета в Нью-Йорк, я иду в Метрополитан Мьюзиум. Там проходила выставка французских импрессионистов, и я быстро нахожу свою любимого Поля Гогена. И одно величественное полотно приковывает мое внимание на полчаса, не меньше. "D'où venons nous? Que sommes-nous? Où allons-nous?" (название картины написано в левом верхнем углу) - это выдающихся размеров (10х3 метра, где-то так) картина - лучшее по мнению самого художника его произведение, "она превосходит все мои предыдущие работы и вряд ли мне удастся нарисовать что-то лучше неё". Гоген говорил, что может теперь спокойно умереть. Через 6 лет ему это удалось.
Картина читается справа налево, и отражает основные этапы человеческой жизни. Рождение ребенка и духовное перерождение его родителей изображены справа внизу. Фигура непонятного пола, изучающую область собственных подмышек, - это этам полового созревания. Мужчина и женщина, собирающие и вкушающие яблоки, - "Адам и Ева", тяга к непознанному. Голубой идол - Гоген называет его символом "Потустороннего". Наконец, пожилая женщина, погруженная в свои мысли и воспоминания - символ приближающейся смерти и страха перед ней. Голубь у её ног - "тщетность слов". Самого себя Гоген изобразил в виде собаки в хронологическом "начале" картины, слева. Все эти образы помогает понять комментарий самого художника.
Но больше всего в душу мне запала следующая сцена, я отчетливо запомнил комментарий: "Темная фигура карателя заносит кинжал над фигурами двух молодых людей, осмелившихся рассуждать о собственной судьбе". На их беспечные лица, не подозревающие, какая действительно участь их ожидает, я смотрел долго и внимательно. И фигуру с кинжалом я отчетливо могу вспомнить. НО! Сегодня, когда я вновь решил посмотреть на эту картину в Интернете, на всех репродукциях, что я нашел, я не вижу никакого убийцы-карателя! Я понимаю, что репродукции не такие большие, но я НЕ вижу никакого убийцы. При том, что очень четко помню и комментарий, и саму фигуру.
Где она? Неужели есть несколько вариантов этого полотна? Всё любопытственнее и любопытственнее (с)...
UPD: Неспроста, все-таки, это черное облако за их спинами... При большом увеличении (клик по картинке) даже видны некоторые штрихи... Думаю, на репродукции с таким разрешением просто силуэт неразличим - картина ведь огромная (повторюсь, где-то 10 на 3 метра).