Тезисы доклада по теме "Город. Экология антропогенных ландшафтов."

Mar 22, 2016 23:01

Развитие человеческого общества, начав с оседлого образа жизни и образования первых земледельческих общин, привело к образованию такого фундаментального явления, как город. Характер хозяйственной деятельности человека с определенного этапа обязательно подразумевал под собой преобразование окружающей среды под свои нужды. Земледельческая община обязательно имела группу жилых и хозяйственных построек, земли под выращивание сельскохозяйственных культур и выпасы под домашний скот.




То есть издревле мы имеем среду обитания, которую принято называть антропогенным ландшафтом, то есть изначально природный, естественный ландшафт, преобразованный человеком под собственные нужды.

Антропогенными ландшафтами следует считать как заново созданные человеком ландшафты, так и все природные комплексы, в которых коренному изменению под влиянием человека подвергся любой из их компонентов, в том числе и растительность с животным миром.
И раз есть фактическое разделение биосферы Земли на антропогенные и природные ландшафты, к тому же ресурсом для преобразования среды под себя служит именно природа, то с понятием антропогенного ландшафта тесно связано понятие экологии.
Самое общее определение этого понятия звучит как: экология - наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Важное уточнение: планктон в океане тоже имеет свое взаимодействие с неживой средой, существование любых живых существ в их среде обитания - в сфере интересов экологии.
В интересующем нас вопросе экология - связь человека, антропогенного ландшафта и окружающей среды.



Очень упрощенно взаимодействие человека и окружающей средой можно представить следующим образом - человек необходимые для жизни и хозяйственной деятельности ресурсы потребляет, и выбрасывает обратно отходы своей жизнедеятельности.



В связи с ростом объемов бытовых стоков и опасных отходов человечество было вынужденно начать переход к схеме с частичной переработкой отходов.



Дальнейшее технологическое развитие вынуждает к переходу на полностью замкнутые жизнеобеспечивающие и технологические циклы жизни и производства.

Особенностью модернизационного пути развития (его также называют Промышленным переворотом) был необычно бурный рост и числа городов, и роста городского населения вплоть до преобладания городского населения. Этот процесс можно назвать аграрно-индустриальным переходом. За период 19-20 веков большая часть населения Земли стала городским. В 1800 г. в мире насчитывалось 45 млн. горожан, или 5,1 % от 0,91 млрд. жителей, в 1900 г.- 225 млн., или 13,6 %, в 1950 г. - уже 0,73 млрд., или 28,9 %. На рубеже 20-21 вв. из 6 млрд землян почти каждый второй проживал в городах. За два столетия промышленного развития население планеты возросло в 6 раз, а городское в 70.

Происходит не только рост городского населения, процесс сопровождается еще и концентрацией населения в крупных городах. Если в 1800 г. на планете был только Лондон с числом жителей более 1 млн., в 1900 г. - их было 10, в 1950 - уже 78, в 2000 г. - более 400 миллионных городов, в которых проживало 40% горожан, то в 2010-2015 годах станет не менее 80 городов с населением более 4 млн. человек, в которых будет проживать уже каждый четвертый житель планеты.

Однако, рост городского населения обычно замедляется при достижении доли городского населения до 70-75%.
Демографы ООН выделяют мега-города с населением 8 млн и более жителей. Если в 1950 г. их было два (Лондон и Нью-Йорк), в 1970 г. - 11, в 2000 г. - свыше 20, то в 2015 г. ожидается 33.

В наиболее развитых странах мира сформировались зоны сплошных городских агломераций.
Агломерацией принято называть компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых производственными, транспортными и культурными связями.

Полоса Токио-Осака в Японии включает 130 городов, охватывает 1/9 территории страны. Здесь проживает более половины ее жителей - свыше 60 млн. человек. Здесь сосредоточено 4/5 всех занятых в промышленности и производится около 90% валовой продукции Японии.
Первоначально, рост городского населения был обусловлен ростом промышленности и образованием в сельском хозяйстве крупных механизированных хозяйств. Последние требовали меньше людей, а растущие потребности промышленности обуславливали переток сельского населения в город. Промышленное производство начинает преобладать над сельскохозяйственным и производство средств производства становиться ведущей отраслью. Подобное строение экономики принято называть капитализмом, а некоторые современные теоретики - четвертым технологическим укладом.

Наступление так называемой «информационной революции» и появление значительного сектора «услуг» (до 70% в развитых странах) лишь вытеснило тяжелую индустрию в развивающиеся страны. То есть, в «постиндустриальных экономиках» концентрация населения поддерживается уже не только и не столько производственными потребностями.

В таких регионах, как Латинская Америка или Индия в части Юго-Восточной Азии оформилась так называемая «ложная урбанизация», когда города растут вне зависимости от роста производства и это проявляется ростом пояса трущоб вокруг крупных городов.
То есть объективно «экономических» причин для роста урбанизации как бы нет (нет уже стремительного индустриального развития), но сам процесс концентрации населения имеет под собой серьезные системные обоснования, в том числе и экологического свойства.
Для этого необходимо рассмотреть современное состояния инженерно-экологических, а в сущности жизнеобеспечивающих систем, транспортных коммуникаций и понятие «экологического следа».

Для того чтобы обеспечить постоянное проживание на ограниченном пространстве хотя бы тысячи человек, нужно обеспечить им снабжение водой питьевого качества, отвести и очистить до технически приемлемого уровня, чтобы не отравить близлежащий водоем. Далее необходимо обеспечить, как минимум, электроснабжение для освещения и работы необходимых бытовых и технических устройств (теплоснабжение необходимо для холодных регионов). Далее, жителей необходимо обеспечить необходимой транспортной инфраструктурой: автодорогами, железными дорогами (трамвай, метро). А теперь попробуем представить: сколько будет приходиться инфраструктуры и площади земной поверхности в случае многоэтажной застройки и в случае коттеджной двухэтажной. Следует учесть не только саму стоимость технических сооружений, но и расходы на эксплуатацию и монтаж. В результате чего стоимость одной большой трубы будет меньше, чем сумма более мелких такой же общей производительности; очистные сооружения районного масштаба покажут меньшую стоимость в расчете на куб сточных вод, чем сумма локальных очистных сооружений схожей производительности. Тоже касается и системы общественного транспорта: при наличии массовых перевозок автобус или трамвай будет дешевле в расчете на одного перевезенного пассажира.

Развитие инженерно-экологических систем (водопровод, канализации, систем отопления и вентиляции) существенно улучшило санитарно-гигиеническую обстановку в городе, добавим к этому лучшую инсоляцию (солнечное освещение) и продуваемость жилых кварталов. В итоге, по сравнению с 19 столетием в прошлое ушли многие «городские» болезни вроде туберкулеза или холеры.

Возникает только внешне парадоксальная ситуация: сосредоточение в мегаполисах технической инфраструктуры способствует сосредоточению в мегаполисе еще больших масс людей, что в свою очередь обеспечивает и экономическую (напомним, в отдельных странах сектор услуг достигает 70%).

Существенная подробность: мегаполисы и крупные городские агломерации развивались на основе уже существующих городов и уже имевшейся там инфраструктуры, так как реконструировать, модернизировать и расширять уже существующее всегда дешевле, чем строить все сразу на голом месте. За исключением отдельных примеров, типа Канберры или Бразилиа - это общее правило.

Обсудим еще один аспект урбанистики, постоянно возникающий в современной западной футуристике, - это всевозможные экологические деревни и поселения.
Отметим сравнительно небольшой процент негородского населения в современной урбанизированной стране: до 25 процентов населения. Это во многом завязано на действующую социально-экономическую модель.

Попробуем представить, в каких обстоятельствах эти футуро-проекты могут стать реальностью, исходя из того, что организация подобных поселений - самоцель.
Транспортная удаленность от основной инфраструктуры требует в обязательном порядке создания систем водоснабжения и канализации на основе локальных очистных сооружений. В силу того же обстоятельства источниками топлива и энергии могут служить местные источники: доставка топлива может сильно увеличить его стоимость. В этих обстоятельствах как раз могут оказаться более выгодными энергетические системы на основе возобновляемых источников (солнечная и ветровая энергетика, малые ГЭС, различные системы «тепловых» насосов).

Отметим немаловажный социально-экономический аспект: в рамках малых поселений безусловно возможно наладить необходимую техническую и социальную инфраструктуру. От собственной электрогенерации до больниц со школами, но серьезное конкурентное производство вряд ли. Учитывая возможности современной логистики можно доставить любые товары кому угодно и куда угодно. Но вот в рамках полунатурального хозяйства, где часть потребностей поселения обеспечивается за счет собственного производства, а необходимые товары приобретаются за счет торговли излишками. Отметим, что в отличие от товарного хозяйства, натуральное не так сильно завязано на отношение издержек производства к цене товара на рынке. Вопрос заключается в том, чтобы сделать производство в натуральном хозяйстве высокопроизводительным, а это потребует закупки оборудования и части материалов в индустриальных центрах.

Следовательно, полная картинка с футуристическими эко-поселениями должна включать в себя и мегаполисы, как сосредоточение основных производств и крупных масс людей. То есть решение проблем экологии через эти «зеленые» деревни не более чем фантазия, ибо картинка сильно неполная.

Previous post Next post
Up