Видео цикла лекций "Покорение стихий"

Aug 03, 2013 03:50

В июне в Центре авангарда при Еврейском музее и центре толератности прошёл очень, на мой взгляд, интересный и нестандартный курс лекций про покорение стихий в Советском Союзе в 1920-1930-е гг. Вводную лекцию прочитал профессор МАРХИ Юрий Павлович Волчок, а остальные четыре мы разделили с ramiz_ali
Сегодня есть возможность посмотреть и послушать, что же у нас получилось на You Tube :)

Цикл лекций «Покорение стихий» в Центре авангарда в Еврейском музее посвящен крупнейшим мифологическим проектам советской власти 1920-1930-х годов, связанным с масштабным преобразованием природы, покорением времени и пространства, подчинением стихии человеку, создававшим миф о всесилии и незыблемости государства. Освоение Арктики, развитие авиации, строительство подземных дворцов метро, преобразование географии страны (создание грандиозных плотин и водохранилищ, прокладка новых водных путей) стали излюбленными сюжетами в искусстве и повседневной жизни советского гражданина.

29.05.2013
Лекция 0.
Парабола: город, Вселенная, человек или взрыв из внутренней сущности.
Ю.П. Волчок
«В беспредельности Вселенной в Солнечной системе, на Земле, в России , в Москве, в угловом доме Сивцева Вражка, в своем кабинете сидел в своем кресле ученый…». Такой адрес, данный М.А. Осоргиным в 1929 году, стал «культурной нормой». Как она достигалась? В первой трети ХХ века под влиянием естественно-научных откровений сформировалось исторически Новое понимание устройства целостности. На первый план выдвигаются проблемы и возможности «технической культуры». В ее лоне сложились и современная трактовка общечеловеческих ценностей и динамика социально-экономических для них ограничителей. В 1910-е годы в России на этом фоне в философии сложились «период систем» и наука о методологии их устройства - «тектология» (гуманитарная наука о строительстве). Строительство и творчество воспринимались в течение нескольких последующих десятилетий как синонимы.

05.06.2013
Лекция 1 Лед. Подвиг во имя науки или ледовое шоу?
Р.Алиев
Арктика со времен Скотта и Нансена была идеальным местом для подвигов. И на рубеже 1920-1930-х гг. полярная тема стала одной из центральных в общественной жизни. Апофеозом стало спасение Челюскинцев, воспетое Цветаевой и северными сказителями, а Шмидту, как новому Деду Морозу, слали письма дети Страны Советов. Позже дрейф четверки папанинцев стал темой картин Дейнеки, советских песен и детских сказок. Кто же в действительности были эти люди-легенды, что влекло их в Арктику, как сложились их судьбы, и как соотносились научная и идеологическая составляющие советских полярных исследований?

12.06.2013
Лекция 2. Воздух. Авиация как искусство и пропаганда.
Р.Алиев
Представления о полете сначала зародились в многочисленных мифах и сказках, и только спустя века реализовались в виде технических решений. С появлением на рубеже XIX и XX веков первых аэропланов, авиация оказалась в сфере внимания творческих людей, в первую очередь, художников (Татлин, Дейнека, Лабас) и поэтов (Блок, Северянин, Каменский, Маяковский). Впоследствии, авиация настолько овладела умами, что, и непосредственно, и преломленная в искусстве, открывала новые способы манипулирования сознанием, и активно использовалась как средство политической пропаганды. В СССР 1920-1930-х гг. самолет и дирижабль становятся символами преобразования мира, и непременными атрибутами и плакатов, и живописных полотен.

19.06.2013
Лекция 3. Под землёй. Подземные дворцы для пролетариата.
Ю.Старостенко
К началу строительства первой очереди история проектирования метрополитена для Москвы насчитывала уже несколько десятилетий. К концу 1920-х гг. усилиями специального отдела Московского коммунального хозяйства был даже разработан полноценный проект, но в 1931 г. разработка проекта началась фактически заново. Строительство первой очереди метрополитена в Москве стало одной из самых масштабных строек эпохи. За пять лет метростроевцы сменили лопаты и тачки на проходческие щиты, которые помогали прокладывать линии в толще пород под Москвой; освоили кессонную технологию и заморозку грунтов, благодаря которым были «побеждены» мешавшие строительству плывуны. В начале 1934 г. было принято решение архитектурно оформить уже готовые в бетоне станции, чем было положено начало созданию мифа о прекрасных подземных дворцах московского метро.

26.06.2013
Лекция 4. Вода. «Перековка» рек и людей: каналы и «каналоармейцы».
Р.Алиев, Ю.Старостенко
Советский период ознаменовался серьезными преобразованиями географии страны - в первую очередь строительством каналов и плотин - начиная с построенных по плану ГОЭЛРО Волховской ГЭС и ДнепроГЭС до нереализованной попытки поворота сибирских рек на юг. Одновременно со строительством гидротехнических сооружений решалась еще одна задача - преобразование человеческой природы - превращение «социально чуждых элементов» в строителей социализма. Грандиозные стройки Беломорско-Балтийского канала и канала Москва-Волга стали местом «перековки» как «бывших вредителей», так и советских деятелей культуры, писателей и художников.
Сооружение канала Москва-Волга, тесно связанное с реконструкцией столицы СССР, изначально преподносилось, как способ решить проблемы водоснабжения города. Однако ко времени открытия канала, его зримые воплощения в пространстве Москвы - новые набережные и новые мосты, как и провозглашённый лозунг «Москва - порт пяти морей», затмили собой разрешение тех утилитарных проблем, которые положили начало строительству.

О лекторах:
Юрий Волчок - историк архитектуры, кандидат искусствоведения, профессор МАрхИ, вице-президент Союза Московских Архитекторов. Юлия Старостенко - кандидат архитектуры, старший научный сотрудник НИИТИАГ РААСН. Рамиз Алиев - Рамиз Алиев - путешественник, летчик и исследователь Заполярья и северных морей, редактор издания "Полярный альманах".

Видео моего градостроительного цикла там тоже есть, частично.

метро_первая очередь, мероприятия, наукотворчество

Previous post Next post
Up