Feb 05, 2012 17:38
Постой, паровоз, не стучите, колеса...
На днях случилось 100 лет со дня рождения болгарской прорицательницы Ванги. Канал ТВ3 (мистика, ужасы, тайные знаки, чудесные знамения и прочее в категории "русские выборы") запустил внушительный блок материалов, посвященных юбилярше. Самая интересная из респондентов - Вребка Обрецова. Ученая дама не столько вспоминала Вангу, сколько рассуждала о природе и культурной эволюции времени с позиций биохимии мозга. В целом, согласно Обрецовой, Время - психо-социальный конструкт, функционирующий что персонально, что глобально как защитный механизм. Деление некого пространственно-временного континуума на периоды, то есть периодизация информации позволяет отдельному мозгу и обществу в целом справиться с избыточностью сигналов и постепенно обработать всю значимую инофрмацию, поступившую и ждущую своего часа. Так вот, утверждает Обрецова, в редких случаях, как с Вангой, этот защитный механизм не работает, в нем нет необходимости, так как мозг с информационным потопом справляется без того,чтобы откладывать во времени эмоционально значимые события. Что доказывает, с точки зрения Обрецовой, конвенциональную природу времени и вскрывает то обстоятельство, что на самом деле прошлое, настоящее и будущее существуют в одной точке - здесь и сейчас.
В принципе, такой взгляд на время вполне соответствует взглядам психоанализа на защитные функции бессознательного регистра психической жизни и на темпоральный статус человеческой памяти. Ну и, конечно, из взглядов Обрецовой на время с неизбежностью следует: чем сложнее культура, тем более она систематична и тем более дробным становится время, информация и знание. Дробление на все более мелкие периоды значит здесь уже не защитный механизм, противостоящий энтропии, а саму эту энтропию. В конце концов, зрелая цивилизация оперирует таким пониманием времени, где культура и время становятся равными производимому ими тексту, конституирующим условием которого является дискретность.
как и что мы видим,
энтропия,
эволюция языка,
наука и жизнь,
cognitive studies