Mar 23, 2011 23:13
О непонимании и недопоминании. По мотивам разговорчиков с любимыми собеседниками
Часто собседники, ведущие отвлеченные беседы, понимают друг друга неправильно только потому, что не задаются вопросом, о каком положении дел идет речь: о действительном или желательном, о настощем или идеальном.
Я утверждаю нечто, что полагаю воображаемой нормой. Но, отнюдь, не считаю возможным в действительности. Скажем, это свобода.
Мой собеседник делает вывод, что я мечтаю о невозможном, которое полагаю возможным.
С проблемой идентификации социально-знакового статуса некоторого выражения, когда бы эта идентификация совпадала с намерениями говорящего, пользователь языка сталкивается ежедневно. Повседневный речевой обмен не всегда позволяет оперативно отделить (существующую) функцию от (несуществующей) нормы, а сообщения желания - от анализа действительного положения дел.
Такая работа по разделению двух аспектов языка, порой, представляет трудность даже для лингвистов, многие из которых смешивают язык, каким его описывают предписывающие грамматики - как надо, и язык, каким его описывают функциональные грамматики - как есть. При том, что никакого "как надо" в социальной действительности нет и быть не может. Как надо - это всегда упущенный момент, никогда не бывший актуальным. Просто потому, что язык эволюционирует с каждым речевым актом каждого его пользователя. Ещё чаще сталкиваешься с "чистыми" подходами: язык, - этот инструмент коммуникации, по определению находящийся в коллективном пользовании, - рассматривается исключительно как свод правил - в отрыве от его социальных функций.
Эти, казалось бы, сугубо формальные проблемы метода корректного извлечения информации, которые позволяют корректно перейти к процедурам осмысления и интерпретации смысла, - эти проблемы метода имеют непосредственное отношение к так называемой обыденной реальности. То, что я или мой собеседник рано или поздно заметим, пройдет незамеченным для миллионов. В целом психические компенсации травмы подталкивают людей принимать желаемое за действительное (и никто из нас тут не исключение). Существует целое ремесло, играющее на невротической разнице между ожиданиями и наличным результатом - мечтой и действительностью. Это политика. Политика снимает разницу между тем, как хочется, и тем, что есть, безотказным приёмом: она выдает то, чего нет и быть не может, за то, что есть и пребудет.
Мечтайте мечты, а действительность - нет! Некошерно:) Лучшее, что можно сделать с действительностью, - отдавать себе в ней отчет. Но без мечты, - без того, что нет, не было и не будет, - поменять вам ее не удастся.
Мечтайте. Это не то чтобы полезно. По-другому не бывает. В этом тоже следует отдавать себе отчет. Сознание, меняющее свою действительность, оперирует идеальным положением дел на основе постоянного мониторинга действительности. И наоборот. Взаимоуточнение: уточнее одной картины мира в границах другой. Жаль, что в русскоязычной филологии, не переживший семиотического и лингвистического поворота, это, в принципе, банальное рассуждение мало кому будет понятно в качестве методологического навыка.
наука и жизнь,
воображаемое vs. символическое,
функциональная лингвистика