Jan 05, 2011 18:05
Смерть философа. Святочный рассказ
Все мы знаем, как умер Сократ. Он выпил чашу Бытия до дна.
Мало кто знает, как умирали провинциальные философы в российске нулевые. На днях милый друг СС поделился бесценными мемуарами, зафиксировавшими для истории культуры смерть специалиста по истории КПСС, диамату и логике. Чуть ниже по тексту мы увидим, что главным курсом в жизни и смерти Михаила Юрьевича Ш., как оказалось, был никакой не диамат и не логика, а научный атеизм, переименованный с наступлением эпохи культур-мультур в "мировые религии".
Нужно сказать, что доктор философских наук, доцент кафедры философии Энского государственного университета Михаил Юрьевич богов недолюбливал и в течение всего спецкурса их систематически ниспровергал. Актовый зал университета собирал, бывало, по 600 человек, а то и больше. Аншлагу энского философа позавидовал бы и Славой Жижек.
Ходил Михаил Юрьевич круглый год в одной и той же белой пионерской рубашке, с огромным черным кпсс-совским портфелем в руках. Ходил и ниспровергал идолов, сквозь сибирские морозы и континентальную жару, верхние одежды презирая. Подобно Сократу, обнимавшему на морозе статуи, чтобы жизнь медом не казалась, Михаил Юрьевич предавался аскезе с той же страстью, с какой ниспровергал. Предавался, пока не двинул кони. В один из морозов философа настиг удар судьбы - инсульт. И всегда красное лицо Михаила Юрьевича сделалось синим. Было философу на тот момент 93 года.
С финальным ударом курантов выяснилось, что Михаил Юрьевич между сеансами богоборчества и ниспровержения кумиров систематически посешал местный православный приход и состоял на партийном учете в Московской Патриархии. С утреца, бывает, свечку поставит, причастится - и на кафедру деконструировать идолов. Крупный ученый был. На всю Сибирь гремел его обличающий глас. Как всякий истовый богоборец, наш доцент оказался истинно верующим.
Поэтому когда Михаил Юрьевич преставился, возникли серьезные проблемы с эпистемологической идентификацией специалиста по мировым религиям, которые тут же стали проблемами логистики: куда сначала? Коллегам пришлось трудно. По некоторой рефлексии философа повезли в церковь и чин чином отпели. Из церкви Михаила Юрьевича переправили в главное здание родного университета, где состоялась гражданская панихида. Интересно, что по дороге философ из гроба всё-таки выпал, поскольку несли всем миром на озябших руках, согреть которые можно было только водкой. Коллегиальная скорбь нарастала с каждой минутой и достигла своего апогея на кафедре, куда Михаила Юрьевича в конце концов доставили. К этому моменту отличить покойного от провожающих было уже невозможно. Коллеги внесли своего товарища по цеху под белы руки, как товарища подвыпившего, и усадили за поминальный стол на самое почетное место. То есть не то что бы сразу, а только когда заметили, что покойный уже сидит в углу на стуле, прислонившись к стене, как если бы подвыпил.
Весь вечер покойный пил и закусывал в родных пенатах наравне со всеми. Некоторые даже утверждают, что слышали, как Михаил Юрьевич подпевал. Таковы были, видимо, заслуги нашего доцента, истинно православного философа-атеиста, что ему выпала редкая честь: не только присутствовать на собственных поминках, но и принять в них активное участие, всем своим философским поведением намекая на жизнь вечную и бренность этой. Сибирский Сократ, подобно своему предшественнику, испил поминальную чашу окруженный безутешными учениками за философской беседой.
С трудом удалось кровным родственникам, доверившим коллегам посторожить усопшего и прибывшим с тем, чтобы доставить философа в конечный пункт назначения, коим являлось все-таки кладбище, - вырвать тело философа из крепких коллегиальных объятий. "Вы что же, сволочи, делаете? Вы же культурные люди!" Родственники, весь день занятые поиском спецтранспорта для спецпассажира, подоспели ровно к тому драмматическому моменту, когда покойного собирались уже проводить домой проспаться. Когда покойный в очередной раз упал со стула, старший преподаватель И.К, ныне ученый секретарь диссертационного совета Энского университета, посоветовала отвести чрезмерно пьяного Михаила Юрьевича по месту проживания: "Посмотрите, он же пьян в стельку!"
Последняя реплика стала наилучшей эпитафией нашему герою. Борьба за тело ученого между коллегами и родственниками завершилась полной победой последних. Так Михаил Юрьевич оказался на кладбище. А мог бы вернуться домой.
Царствие Небесное тебе, ниспровергатель кумиров! Покойся, милый прах, до радостного утра!
жзл,
берлинский дневник- 4,
социология смерти,
святочный цикл смерти