Sep 02, 2010 00:23
Из жизни Musca domestica, или к Истокам Модернизма
Мухи комнатные бывают двух видов: муха, исчезающая при взгляде на нее (муха-морок, муха-призрак), и муха, избегающая определенного мухобойкой места (муха-протей). Первая создает иллюзию присутствия в том месте, где ее видишь, вторая никогда не бывает там, где ищешь ее найти. Подобно смыслу, первая сулит несбыточное, ускользая из-под взгляда, вторая сулит возможное, ускользая из-под руки.
Давно минули те времена, когда по двукрылому можно было гадать, предсказывать события будущего и так тестировать физический мир на наличие референции и смысла:
Если муха чуть шумит -
Под ногою медь лежит.
Если усиком ведет -
К серебру тебя зовет.
Если хлопает крылом -
Под ногами злата ком.
Речь о мухе ископаемой - спокойно сидящей себе в банке, статичной мухе-пророчице, в быту более не встречающейся. Муха-пророчица осталась едва ли не на самых ранних ступенях культурной эволюции прошлого столетия, вытесненная с эволюционной лестницы рванувшими далеко вперед доминантными группами: мухой-протеем и мухой-мороком.
История модернизма знает два события, значение которых сложно переоценить: кинетические скульптуры, мобили, Александра Колдера и навесные стены Людвига Мис ван дер Роэ. Важно отметить, что подвижность или динамизация формы с одной стороны и ее универсальность с другой - эти качества была приданы самым статичным из форм в искусстве: скульптурным и архитектурным. Выражением "абсолютной идеи" можно считать, что два этих автора нашли друг друга на площади перед Seagram Building (1954-1958): черный плавник Колдера, ни одна из разноцветных лопастей которого ни секунды не остается на одном и том же месте, подводит вас к зданию, несущая функция стен которого - обманка. Между этими стенами-обманками и трепещущими на ветру лопастями, двумя манифестами модернизма, располагается вся его история - история ускользающего из-под взгляда и руки смысла.
визуальное искусство/выставки/дизайн,
критика актуального искусства,
к истокам модернизма,
зоосемиотика,
теория искусства