(no subject)

Jul 07, 2010 23:29

Письма счастья из Берлина

http://www.natalia-pschenitschnikowa.de/

Два вечера для голоса и флейты. Вечер первый.

Современная музыка, чем дальше, тем более трасформируется в искусство звука, так восходя к началам своей эволюции. Музыка перестает существовать сама по себе и, становясь созвучной обыденному пространству, озвучивает события, далеко выходящие за пределы ее компетенции. Можно сказать, что музыка чем дальше, тем все более социализируется. Музыкальной метафорой этой культурной динамики и стал первый из двух июльских концертов Натальи Пшеничниковой, исполнившей свое сочинение для голоса и флейты в собрании, представлявшем собой Торжественный Академический Акт чествования профессора Роланда Познера по случаю его 68-летия. Случился так называемый Emeritierung.

Роланд Познер - основатель Немецкого Семиотического Общества и экс-президент Всемирного Семиотического Общества (ISS), основатель позиции профессора семиотики при Техническом Университете Берлина, каковую позицию, с уходом основателя на пенсию, закрывают. Профессор, трижды доктор. Лингвист и фото-художник. Специалист по семиотике жеста - основатель многолетнего Семинара. То есть в Акте чествования принял участие весь академический и артистический бомонд с разных концов немецко-, англо-, итало- и даже синоязычного мира.

Такие Акты хороши тем, что являются репетицией похорон, позволяя тому, кого чествуют, живо представить себе, в картинах и звуках, что будут говорить на его похоронах и как. Вплоть до того, кто за кем и чем все кончится. Разумеется, шампанским и легкими закусками.

На этот раз похороны получились веселыми и разнообразными по программе. В первую очередь благодаря Наталье Пшеничниковой, завершившей первую, классическую часть Акта исполнением сочинения "68 путей приближения к Звуку".

Сочинение было нарезано где из тактов, а где из их полутактов композиторов прошлого. Которые исполнялись где флейтой, где голосом, а где шумовыми эффектами ходьбы и дыхания, то есть движением, то есть жестом. Что, учитывая специализацию Юбиляра, было более чем уместно. И сразу же показало, что за сочинением стояла продуманная концепция и партитура, а не импровизация по ходу юбилейной пьесы.

Выбор акустического пространства был осмыслен как целостная структура. Само здание университета - бетонная коробка с прорезями для глаз, модная в 70-хх прошлого века конструкция. Но выстроенная вокруг более ранних примеров стиля. Акт состоялся в Lichthof - четырехярусном аркадном зале под огромным стеклянным куполом времен Jugendstil. Зал являет собой палимпсест, слой за слоем открывающий следы рецепций греческого периптера (окруженного колоннами храма) различными эпохами - римской, эпохи Ренессанса, классицизма и Jugendstil как приближением последнего к эстетике Третьего Рейха. В левом нижнем углу этого периптера стоит местная римская копия Ники Самофракийской без головы, рисуя нам образ Победы без Башки, то есть безбашенной победы. Прекрасный выбор сюжета для оформления торжественных скоплений академических институций в одном месте.

Примериваясь к залу, певица обнаружила, что тот насчитывает 68 арок, ровно столько, сколько юбиляру отмерил Трудовой Кодекс Германии. Таким образом, на каждый арочный просвет пришлось по одному из 68 фрагментов движения звука. Певица переходила от арки к арке и пока шла, публика вертела головами, пытаясь локализовать источник звука. Озвучивая свое движение сверху вниз, певица опевала снисхождение музыки в мир человеческой славы, сама окруженная ею (греч. периклий). Модель священой рощи муз - периптер, она же поющая мироздание, была представлена публике. Певица протезировала голосом безголосую и обезглавленную неумолимым временем Нику. Победа музыкальной мысли над неумолимым временем. Прав был Леви-Стросс, говоря в "Сыром и вареном", что музыка останавливает время. Вечное acme!

И вот она! - спускается к сидящей лицом к лицу с Никой Самофракийской и Юбиляром публике.

Скромно поклонившись и сказав несколько слов в адрес Юбиляра, певица удалилась из поля зрения. После короткого перерыва на обращение ученицы Юбиляра д-ра Эллен Фрике (композитора, певицы и семиотика), представлявшей Европейский Университет и посвятившей Юбиляру доклад "68 знаков для Роланда Познера", на сцену вышла другая ученица Роланда Познера - Юта Фосс, известная барочная танцовщица, и исполнила танец вакханки, каким его себе представляли барокко и она сама. В 68-ми тактах. Репетицию похорон гармонично дополнило шампанское, за бокалом которого обсуждалось то, о чем я только что написал.


музыкальные рецензии и мнения, берлинский дневник- 3, конференции-семинары-академия, социология смерти

Previous post Next post
Up