Северную границу древней Троицкой площади формирует комплекс зданий Музея политической истории России.
Несомненным архитектурным бриллиантом является особняк Кшесинской - превосходный образец стиля модерн.
Совсем кратко об истории места.
Именно здесь в 1703 году был заложен центр новой столицы.
На площади находились: церковь, гостиный двор, 12 коллегий, аустерия (трактир) и заведение новейшего и моднейшего формата - кофейня.
под цифрой 3 - Гостиный двор, в будущем здесь будет особняк Кшесинской
Торжественный ввод в Санкт-Петербург четырех шведских фрегатов после победы при Гренгаме 8 сентября 1720 г.
фрагмент. грав. Зубов А.Ф.
Вскоре центр столицы перенесли на Васильевский остров, и древняя Петроградская сторона погрузилась в глубокий деревенский сон длиною в 200 лет.
В 1904 году балерина Матильда Ксешинская выкупила за 88000 руб. два смежных участка с деревянными домами.
Матильда Ксешинская:
"План я заказала очень известному в Петербурге арх. Александру Ивановичу фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана мы вместе обсуждали с ним расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни. Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон - в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн."
Александр фон Гоген:
"Дом особняк г-жи Кшесинской, фасады и планы которого помещены в таблицах настоящего номера, строится на Кронверкском просп., на углу Бол. Дворянской улицы. Кроме небольшой фасадной части, обращенной на Кронверкский просп. против Александровского парка, все здание расположено в саду и, благодаря счастливому положению участка, возможно было все жилые помещения обратить окнами на солнечные стороны. На север выходят лишь лестница, вестибюль и уборные. В нижнем, полуподвальном этаже расположены по желанию владелицы кухня, затем черный буфет, служебные комнаты и приборы отопления. В первом этаже - приёмные комнаты: зал, гостиные, столовые с буфетною и небольшой зимний сад. Во втором этаже - жилые комнаты: спальни, детские и запасные. Отопление водяное с вентиляцию; кроме того, в жилых комнатах предположены печи. Вследствие необходимости установки котла в помещении, выходящем в сад, для доставки угля от улицы проложен небольшой туннельчик. Фасады облицовываются сердобольским гранитом и светлым зигерсдофским кирпичом, в верхних частях - глазурованным. Карнизы и все украшения фасада металлические. Цоколь облицован валаамским гранитом. Внутренняя отделка задумана без особой роскоши и вообще сравнительно скромная; впрочем, уже по настоящее время она потребовала свыше семидесяти отдельных рисунков. В настоящее время заканчивается наружная облицовка, а внутри - установка приборов отопления и штукатурка. Окончание работ предположено к лету будущего года."
Планы этажей (все кликабельно)
Фасад по Большой Дворянской
Фасад по Кронверкскому
1916. Ксешинская в собственном особняке
22 февраля 1917 г. Кшесинская дала послений ужин в особняке. 27 февраля балерина с сыном и воспитателем покинули особняк - после полученных угроз. 28 февраля разъяренная толпа устроила погром. Затем солдаты мастерских запасного броневого автомобильного дивизиона заняли нижний этаж особняка.
По договорённости с солдатами Петербургский комитет РСДРП(б), его военная организация, а затем и ЦК РСДРП(б), экспедиция газеты «Правда», редакция газеты «Солдатская правда» перебрались в особняк. С апреля по июль 1917 года здесь работал и произносил речи с балкона особняка В.И. Ленин.
Первую выставку первого в Советской России Музея Революции торжественно открыли 11 января 1920 года в залах Зимнего дворца председатель Петросовета и глава Коминтерна Григорий Зиновьев и нарком просвещения Анатолий Луначарский. В Зимнем дворце музей находился затем более четверти века.
В предвоенные годы музей неоднократно закрывался за несоответствие "генеральной линии партии". Вычищались коллекции, где обнаруживались все новые документы "врагов народа", число которых росло с каждым днем, репрессиям подвергались и сотрудники, и фондовые собрания. С риском для жизни работникам иногда удавалось прятать отдельные ценные экспонаты.
Тем не менее музей под неусыпным партийным оком вынужден был превращать свои исторические экспозиции в обычную иллюстрацию "Краткого курса истории ВКП(б)". Ценнейшие свидетельства политической жизни страны заменялись в экспозициях на пропагандистские материалы о всемирно-историческом значении победы социализма в СССР. Изымались из экспозиции целые разделы, отражающие революции в Европе.
Первые послевоенные годы в истории ГМР оказались самыми драматичными. Началась неравная борьба за его фактическое существование. 6 января 1945 года президиум Ленгорисполкома принял роковое для судьбы музея решение о передаче всех занимаемых им помещений в Зимнем дворце Государственному Эрмитажу.
Парадоксально, но, сохранив большую часть своего собрания в годы "Большого террора", сумев уберечь его под снарядами и бомбами в период блокады, ГМР в первое послевоенное десятилетие лишился более ста десяти тысяч своих экспонатов.
Лишь хрущевская "оттепель" создала благоприятные возможности для возрождения музея. В декабре 1954 года Ленгорисполком, наконец, принимает решение о передаче музею двух зданий на Петроградской стороне - особняков М.Ф. Кшесинской и В.Э. Бранта. Сам факт возвращения музея к активной жизни после почти десятилетнего забвения казался столь неожиданным, что породил в музейной среде новую легенду.
Во время очередного приезда в Ленинград Никита Хрущев в сопровождении первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Фрола Козлова ехал в машине по главной правительственной трассе - Кировскому проспекту. Лимузин двигался не слишком быстро, и хозяин Ленинграда по маршруту следования давал пояснения Никите Сергеевичу. У Кировского моста внимание советского лидера привлекло изящное здание особняка Кшесинской, и он спросил, что здесь находится.
- Музей Кирова, - ответил секретарь обкома.
- Да вы тут развели настоящий культ Кирова: Кировский завод, Кировский мост, Кировский проспект, да еще и музей Кирова, - неожиданно возмутился Хрущев. - Вот у меня давно лежат бумаги - Музей Революции никак не может получить новое здание. Отдать немедленно этот дом Музею Революции, а музей Кирова перевести в его бывшую квартиру, - якобы распорядился первый секретарь ЦК КПСС.
При реконструкции в 1957 году по проекту архитектора Надёжина, особняк Кшесинской соединён с бывшим особняком Бранта (1909 г., архитектор Мельцер) с включением в композицию нового корпуса и устройством вестибюля. Каменные плиты фасада корпуса соответствуют материалу облицовки обоих зданий, но при этом мягко выделяются цветом, а неоклассическая трактовка фасада нового корпуса воспринимается как естественное продолжение форм модерна.
Таким образом, современный музей состоит из трех зданий:
Особняк Кшесинской
Особняк Бранта
Корпус объединяющий два старинных особняка
План музея
Центральный вход в музей со стороны Кронверкского проспекта
(см. фото с ребятами из автомобильного дивизиона)
Гардероб
Туалет
Внутренний двор перекрыт стеклянной крышей - это входная зона с кассами, расписанием и проч.
Виды из окон
Секретариат партии Большевиков и рабочая комната Ленина
тот самый балкончик
(см. фото с Ксешинской в интерьере)
экспозиция посвященная Ксешинской
Особняк Бранта
(передаю комсомольский привет трудящимся Риги!)
Оказывается, вход в перголу организован по насыпному холмику! Снаружи это совсем не очевидно
Советская "вставка" между особняками. Абсолютно органично вписалась.
Особняк Бранта
Общий вид на комплекс музея
Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская умерла 6 декабря 1971 года в Париже, в возрасте 99 лет.