Амстердамский метрополитен.
Станций - 52, линий - 4, длина - 42 км.
![](https://farm1.staticflickr.com/921/42377139295_97900dea86_b.jpg)
Самое интересное в амстердамском метрополитене - это его драматическая история.
Все кончилось настолько плохо, что муниципалитет отказался от строительства метрополитена на веки вечные, ко всеобщей радости горожан!
Вы когда-либо слышали, что горожане рады отмене строительства новых станций метро?
Начну издалека,
15 мая 1940 года нацистская Германия оккупировала Нидерланды
Из районов компактного проживания евреев (Ниумаркт и Ватерлооплейн) началась депортация в концентрационные лагеря, ну а далее в лагеря смерти.
![](https://farm2.staticflickr.com/1763/42392339835_fa7cc28b70_b.jpg)
Амстердам, 1943 год, надпись "Еврейский район", из фонда Еврейского исторического музея.
В холодную зиму 1944/45 годов опустевшие дома подверглись нелегальному демонтажу деревянных конструкций (балки, стропила и проч.) на дрова. Власти этому не препятствовали: наказывать самих себя бессмысленно, а обеспечить население дровами невозможно.
В результате, после войны, эти дома либо пустовали по причине аварийного состояния, либо были захвачены сквоттерами.
А тут и новый амбициозный план развития Амстердама подоспел, со строительством метрополитена и скоростного шоссе (по традиции тех лет, с развязками, из ниоткуда в никуда). Начать решили как раз с этих "неблагополучных" районов.
Строительство стартовало в 1970 году.
Знали бы они чем все это закончиться!
Когда горожане увидели, что сделали с центром города, они сначала испытали шок, а потом гнев.
24 марта и 8 апреля 1975 года прошли массовые акции протеста.
![](https://farm1.staticflickr.com/839/42392339285_4e9ab34a27_b.jpg)
просека через старинные кварталы
![](https://farm1.staticflickr.com/835/42392339375_b98a7a2945_b.jpg)
интересные плетеные щиты
![](https://farm2.staticflickr.com/1781/42392339405_f16e00396b_b.jpg)
разгон демонстрантов
![](https://farm2.staticflickr.com/1806/42392339085_b95f0a149f_b.jpg)
После всех этих событий Городской совет постановил вычеркнуть все дальнейшие планы по строительству метрополитена из Генерального плана.
Первоначальный план развития метрополитена (ГП 1968):
![](https://farm2.staticflickr.com/1830/42392339005_53b609a18d_b.jpg)
красным обозначена злополучная первая очередь метро
В 1997 году была запущена Кольцевая линия метро (зеленая, которая не кольцо, а тангенс). По политическим причинам линию назвали ringsneltram (трамвайное кольцо). Интересно, что по этой линии ходят поезда разного габарита (трамвайные и полноценные метро). Линия полностью над/наземная.
В 1997 году в Амстердаме провели референдум по поводу строительства новой линии метро. Большинство проголосовало против.
Но решение по строительству все равно приняли (количество проголосовавших "против" не достигло 50% голосов всех избирателей).
22 июля 2018 года открывается новая линия амстердамского метрополитена.
В метро принята маршрутная система: на одну станцию прибывают поезда разных маршрутов.
![](https://farm2.staticflickr.com/1824/42377144245_6f2e3f0921_b.jpg)
Неофициальная
![](https://farm1.staticflickr.com/847/42377139115_c6f8020a10_b.jpg)
Официальная (
https://en.gvb.nl/reizen/plattegronden )
![](https://farm2.staticflickr.com/1767/43281062081_e26b71e35f_b.jpg)
Станция Ниумаркт Nieuwmarkt
![](https://farm1.staticflickr.com/839/43243018342_f8b08e310e_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1790/43281063031_2e4b62dbba_b.jpg)
в интерьере отображены печальные события 1975 года
![](https://farm2.staticflickr.com/1821/42392339195_f2c5bd1fc5_b.jpg)
фото wiki
Ватерлооплейн Waterlooplein
![](https://farm2.staticflickr.com/1784/42377149215_3f8d5d9825_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1765/43281064241_7fa9bf2c87_b.jpg)
Строительство станции Вейзельграхт Vijzelgracht (2017)
![](https://farm2.staticflickr.com/1826/41471374450_16e47d0fac_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/922/42377148835_e1734ef847_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1822/42377142645_50a574053f_b.jpg)
Станция Централ Centraal
![](https://farm1.staticflickr.com/919/29411075468_0800f7ce89_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/841/43281064051_3db16d3870_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1784/42377148485_68ccce391f_b.jpg)
вид на переход к станции 52 линии
![](https://farm2.staticflickr.com/1802/43281063961_6df3bd90a5_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1782/42377145595_845c4641d6_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/847/29411076398_29ce04a665_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1802/43281063861_c9256674e2_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1767/42377142355_a4f527bab2_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/843/42377147875_633337b45f_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/844/43281063651_3c4a3699e0_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/913/43281063471_eba39fcec3_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/924/42377142245_b2c6c13607_b.jpg)
Станция Амстел Amstel
Станция пересадочная на жд, имеет две двухсторонние платформы
![](https://farm2.staticflickr.com/1766/42377147105_0e6a32b208_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/918/42377146835_33be71bc70_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/836/29411075928_220128f756_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/834/42377146325_ffe40c44b1_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1784/42377146035_7eb42aae03_b.jpg)
"пробивать" билеты надо самостоятельно, два аппарата для валидации белетов (для метро и для жд)
![](https://farm2.staticflickr.com/1786/29411075718_b89a337b03_b.jpg)
Станция Ганзенхув Ganzenhoef (неуверен по произношению)
![](https://farm1.staticflickr.com/836/29411075118_4fe8740655_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1801/42377140795_a1c56c6328_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1769/41471373410_fa7e21ff28_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1769/42377145065_004c29ae93_b.jpg)
Станция Бейлмер АренА Bijlmer ArenA
собственно, арена
![](https://farm2.staticflickr.com/1801/42377140095_006426741f_b.jpg)
котельная (?)
![](https://farm2.staticflickr.com/1786/29411074598_b30650186f_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1806/42377139775_917ce5d2b6_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1805/43281062491_164b65e576_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/838/42377139595_e682742957_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1768/42377144885_77893c2722_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1809/42377144485_8ec1af9253_b.jpg)
Про новые станции особо сказать нечего, они все по типовому проекту. Кроме станции Rokin - она двухэтажная, иначе по ширине не влезала.
Сроки переносились восемь раз с 2009 года, бюджет превышен в три раза (с 300 до 900 млн. евро).
Учитыая плохую геологию (такое же болото как в Петербурге), у них довольно странная (для меня) технология строительства. Тоннели проходят как и у нас - щитом. А вот станции (даже глубокие) откапывают открытым способом (без наклонного эскалаторного хода), получается неудобный каскад из эскалаторов и страдают окружающие здания.
Зато при земляных работах в каналах (как засыпанных, так и существующих) порадовали археологов!
На дне двух русел во время раскопок было найдено множество предметов. Все находки оцифровали и сделали из них онлайн-выставку «Под поверхностью» (
https://belowthesurface.amsterdam/en ).
Среди 700 тысяч находок оказались такие предметы, как каменные лезвия 4200 года до н.э., челюсти крокодила, детали японского самурайского меча XIX века, печать российской налоговой службы и крестьянский свадебный кувшин.
![](https://farm1.staticflickr.com/844/41489726950_95cc2db451_b.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1805/42394915025_53a7201c4f_b.jpg)
Часть этой красоты будет экспонироваться прямо на станции
![](https://farm2.staticflickr.com/1830/42392339075_334c4357cc_b.jpg)