«Своевременность»
новых начинаний Германа Грефа бьёт все рекорды.
Его проект электромобиля стартует ровно тогда, когда законодатели венчурной моды в США начинают сторониться этого направления.
Эйфория длилась недолго, и сейчас наступает момент осознания. Оказывается, далеко не каждый из четырёх десятков стартапов способен превратиться в еще одну «Теслу». Оказывается, акции компаний, у которой нет ничего, кроме красивых концептов, не обязаны вырасти в 160 раз. Оказывается, крупные автоконцерны с отлаженным производством, каналами сбыта и R&D тоже захотели зайти на рынок электромобилей. Ну кто бы мог представить такое развитие событий!?
Вместо 160-кратного возврата на инвестиции акционеров встречают убытки. Акции 19 (девятнадцати!) SPAC’ов, слившихся с электромобильными компаниями,
сложились как минимум вдвое от максимумов. Пятёрка антилидеров в сумме потеряла
40 млрд. долларов капитализации.
И вот на днях один из этих антилидеров - ”Lordstown Motors” - показал, что на самом деле стоит за хайпом. Ранее контора надувала щеки - мол, у нас есть
настоящая производственная площадка, ранее принадлежавшая GM, и у нас есть
красивые концепты (куда ж без них), и вот мы сейчас начнем делать крутые электропикапы тысячами штук.
Под эту красивую идею ”Lordstown Motors” собрал с инвесторов 675 млн. долларов. Правда, за год до сделки ребята
обещали запустить производство за 300 млн… Ну ладно, много - не мало, всё должно было пригодиться как задел для роста.
Проходит 10 месяцев. И вместо роста, так и не начав производство и собрав лишь несколько тестовых прототипов, ”Lordstown Motors”
объявил: блин, кажется нам уже не хватит денег на запуск. Не получилось. Не фартануло. Немного не рассчитали. Добро пожаловать в непредсказуемый мир венчура, господа инвесторы. Не ждите, что контора протянет до конца года - если еще какие-нибудь дураки ваши коллеги-инвесторы не подкинут капитал. Ну а если всё же подкинут - готовьтесь к разводнению.
С производством не заладилось - зато каких инфлюэнсеров привлек пиар-отдел!
Есть еще призрачный шанс на то, что получится прокредитоваться по государственной программе развития электротранспорта - но, объективно, на эти кредиты и так слишком много желающих. В числе которых - матёрые лоббисты из «Форда», «General Motors» и «Stellantis».
В своё время я
критиковал российский стартап ”Zetta”, который пытается клепать кустарные электромобильчики. Кустарное производство было выбрано потому, что команда
даже и помыслить не могла о том, что можно иметь в распоряжении адекватные деньги. Так вот, ребята пытались развернуться, потратив 8 млн. долларов.
Казалось бы, совершенно разный масштаб, совершенно разный размах мысли - но между "Зеттой" и ”Lordstown Motors” всплывают весьма забавные параллели. Например, оба стартапа планировали использовать мотор-колеса. Когда с деньгами стало туговато, "Зетта" перестала платить зарплаты рабочим, а ”Lordstown Motors” -
налоги в казну.
Ну и финал обоих проектов уже вполне предсказуем. Несмотря на разницу в стартовых условиях. И разницу эту не спишешь на дороговизну американской жизни. «Тесле» в начале ее истории хватило 60 млн. долларов, чтобы начать производить «Родстер», без всякой кустарщины. И когда начинала «Тесла», никакой электромобильной индустрии не существовало: с компонентами было значительно сложнее, а сами они - дороже.
Так что пролюбить 675 млн. долларов, получив на выходе полтора прототипа - это немалое достижение. И это, повторюсь, был один из более «перспективных» стартапов. Уровень менеджмента в менее перспективных даже представлять себе страшно. Но если возник спрос (на электромобильные истории) - всегда появится и предложение. С красивой обёрткой. Только истории будут с плохим концом.
Мораль этой истории, специально для Германа Оскаровича: если ты инвестируешь в новое направление, только следуя хайпу - жди разочарований. Даже если речь о США, с их сильной культурой менеджмента и доступностью капитала. Если же речь о нашем медвежьем угле, с попилами и некомпетентностью - жди полного провала.
_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм:
Экономика знаний. Подписывайтесь!