Солнечный путь

Nov 11, 2020 18:06

Мир твердо решил бороться с глобальным потеплением. И это будет непросто. Целые сектора экономики необходимо, вполне буквально, сносить и строить заново. Одним из самых важных секторов в теме декарбонизации является электроэнергетика ( Read more... )

онолитека, энергетика, сырье, технологии

Leave a comment

ext_836326 November 14 2020, 16:55:13 UTC
Даже предположив, что расходы на строительство СЭС будут следовать той же кривой обучения, что и PV-панели (что чуть консервативнее темпов 2010-2019 гг.), мы всё равно получаем значительные суммы. На пике, в 2030-ых, ежегодные затраты будут превышать 800 млрд. долларов. А общая сумма на создание солнечной энергетики к середине века составит почти 18 триллионов долларов.

0.8*30=24 триллиона долларов > 18 триллионов долларов.
18/30=0.6 триллиона долларов

Располагая таким производственным планом, мы можем подсчитать стоимость изготовления нужного количества фотовольтаики. Годовой «бюджет» будет расти вместе с ростом объема выпуска, с 30 млрд. долларов до 220 млрд. в 2030-ых. После стабилизации выпуска на одном уровне «бюджет» начнет снижаться, отражая постепенное дальнейшее совершенствование технологии, до 130 млрд. долларов/год в начале 2050-ых. Всего 70 тераватт обойдутся нам в 4,3 триллиона долларов.

Суммы пока не запредельные: объем мировых инвестиций в энергетику всех типов составляет около 1,6 триллиона долларов в год. Из них на электроэнергетику приходится порядка 800 млрд.

То есть сейчас на энергетику идет 0.8 трлн. в год.
Нужно тратить 0.6 трлн. в год.

МЕНЬШЕ.

Но текущую энергетику нужно питать деньгами, да.
Т.е основной вопрос - достаточно ли просто перевести вложения в новые генерирующие мощности на путь вложений в новые мощности солнечной генерации, и от этого уже плясть!

Reply

giovanni1313 November 16 2020, 11:09:17 UTC
Да, 800 млрд. долларов/год - это пиковые затраты в середине 2030-ых. В начале 2020-ых, пока идет масштабирование, сильно меньше. В 2040-ых, если будет продолжать действовать кривая обучения, немного меньше.

По вложениям в энергетику можно ориентироваться на этот график:
https://www.iea.org/data-and-statistics/charts/global-investment-in-the-power-sector-by-technology-2010-2020
Сейчас из 700-800 млрд. на сети идёт 250-300 млрд. То есть давая 600 млрд. только на солнце, мы уже немного превышаем нынешние затраты на новую генерацию.
Но это только солнце. Будут вложения еще и в ветер, меньшие суммы - в ГЭС, АЭС, биоТЭС и другую "альтернативу". Будут очень большие суммы на батареи. Будут расходы на организацию смарт-грида/управления спросом, всё это не бесплатно.

Поскольку мы на декарбонизацию закладываемся, разумно сравнивать с инвестициями всего энергетического сектора (1,6 трлн./год), т.к. газ и уголь будут уже не нужны, нефти - немного, на нефтехимию. По грубым прикидкам ("пол-потолок-палец") "солнечный путь" будет требовать больше денег, чем "углеродный", но вполне по силам.

Reply

ext_836326 November 16 2020, 11:42:56 UTC
да, я пока так же вижу финальный вывод - "будет вполне по силам".

При том еще и все достаточно хорошо по динамике выглядит, начало снимет "низковисящие плоды", и может дорегулироваться "традиционной", а дальше увеличение "высоты плодов" будет компенсироваться кривой обучения.

P.S.
Я тут писал большую телегу к этому посту, точнее, к своему ответу про "часть будет на домах" (Solar Roof) - сперва припоминал ваше сравнение с площадью всей застройки, сделанной Человечеством, типа "да, это оценка сверху сейчас, а потом расписывал, почему, а точнее что именно поменяет эту ситуацию, что поспособствует движению людей "на выселки" (скорее в смысле "индивидуальное жилье на отшибе"), которое предрекали-предрекали, но так и не случилось до сих пор, и почему можно его ожидать, но получилось аж на целый пост по замаху.

В целом в ту сторону посмотреть конечно интересно. Как отсутствие необходимости ездить на работу (AR/VR, об этом и текст "на пост"*) и в магазины (роботизированная доставка на электроавто, например, возможно "отправка своих за за загрузкой", возможно - магазинные регулярные "автобусные" рейсы, местами что-то дронами) поменяет энергопотребление, и как домашние электроавто (если они останутся, а в богатых странах "на выселках" все-таки люди будут хотеть иметь авто, скорее всего) смогут (или не смогут) образовывать дополнять энергосистему дома (как дополнительное хранилище, "еще два Powerwall'а").

По сути речь о том, что часть трат на батареи перейдет на траты на авто, т.е. то, что и так было бы, вне рамок перехода на солнечную генерацию.

Если мы смотрим ситуацию США "практически каждый взрослый обеспечен авто", то для них это оооочень мягонько пройдет, по сути у каждого будет "+ 100 кВт*ч хранения" (при этом тесловская батарея нового поколения - 15000 циклов! Ну, т.е. ей норм будет/ им норм будет использовать ее таким образом).

Впрочем, у США и проблем Европы ("темный штиль до двух недель раз в шесть лет") нет.
_____________________

*(AR/VR с зрительным опытом, неотличимым от реального дадут "бесшовную" удаленную работу и удаленное обучение(!) (не отличающуюся от неудаленной всем, кроме тактильных ощущений и невозможности понюхать другого; вы просто будете видить других в своем пространстве, а они - всех вас в своем), об этом и текст "на пост", об этом, и о том, что много вещей туда же идут, к "будет удобно жить и за городом, не теряя практически ни в чем": "робо-повар" + доставка, + непрерывная медицинская диагностика (ML/Deep Learning по непрерывным анализам), +возможность телемедицины (не обязательно роботами, можно помощью персоналу "в районных больницах/реанимациях"), в общем тут "любое все лыко в строку", выгоднее будет уезжать далеко за город, где земля подешевле, и жить в глуши, работая где угодно в мире).

Reply


Leave a comment

Up