Эскалация

Feb 16, 2016 20:19

Чем дальше, тем мрачнее новости поступают с Ближнего Востока. Эскалация растет, вероятность вспышек новых конфликтов и интенсификации старых становится крайне высокой.

Начну с того, что попало на первые полосы - прямое вступление Турции в сирийскую войну. Сейчас мы видим лишь начальную фазу военной операции. Логика конфликта, к сожалению, указывает на то, что последуют другие этапы, и они будут иметь намного более «горячий» характер.

Вице-президент США Джо Байден призвал Турцию воздержаться от военного вмешательства, но риторика турецкого правительства становится лишь агрессивнее. Байден призывает курдов, в свою очередь, прекратить наступление вдоль сирийско-турецкой границы (контролируемой Marea Operations Room), но по факту курдские подразделения и союзный им Джаиш аль-Сувар продвигаются всё дальше и дальше. Контроля над курдскими отрядами у США еще меньше, чем над Турцией.

«У Турции и курдских сил есть общая серьезная угроза - ИГИЛ, и она находится восточнее Азаза», - говорит очевидную нелепость пресс-секретарь Госдепа США Джон Кирби. Нет, самая серьезная угроза для Турции - это SDF (курды, Джаиш аль-Сувар и союзники), действующие на стороне Башара Асада.

Всё бы ничего, но в этой войне завязла и Россия. В Мюнхене VIP-персоны говорили много пустых слов о важности прекращения огня. И в то же время все прекрасно понимают, что в ближайшие месяцы всё будут определять военные действия. Именно поэтому Россия сейчас становится всё более и более уязвимой. Эскалация затронет и её, с самыми неблагоприятными перспективами.

Не очень понятная ситуация складывается в отношении Иракского Курдистана. В последнее время тамошний премьер-министр Нечирван Барзани развил кипучую деятельность. А две недели назад - так и вовсе в составе внушительной делегации отправился в Багдад.

Напомню, что отношения Иракского Курдистана с центром в течение двух лет последовательно ухудшались на почве сепартизма и жадности разногласий по поводу экспорта курдской нефти. Иракский Курдистан продавал нефть напрямую Турции, в обход Багдада. Потянулась череда неудачных переговоров. Совет Безопасности ООН делал вид, что всё нормально. В аналогичном случае с Ливией был дан быстрый и жесткий ответ - но здесь геополитические расклады были не на стороне Багдада. Он оказался на обратной стороне «двойных стандартов». Багдад разозлился и закрыл Иракскому Курдистану бюджетное финансирование.

Пока стороны спорили, нефть успела сильно подешеветь. Тут уже стало не до соблюдения приличий. Одним из главных покупателей курдистанской нефти стал Израиль. Этот факт вызвал бурю сильных и ярких эмоций у арабского населения Ирака. Вдобавок тролли из еврейского МИДа, видя такую мощную реакцию, заявили о полной поддержке независимости Иракского Курдистана. Как дети малые, честное слово!

Ввод турецких войск на иракскую военную базу Башик в конце прошлого года случился если не с подачи Н. Барзани, то при его молчаливом одобрении. Это событие стало нижней точкой отношений Багдада и Эрбиля. Но и внутри Курдистана мало кто одобрил этот шаг. «Любовь» Барзани к Турции курды терпели, поскольку видели в ней материальную выгоду. Когда состояние финансов резко ухудшилось, когда в Турции начался новый виток террора против курдов, когда турецкие военные стали занимать территорию, прежде контролируемую пешмергой - оправдывать такую «любовь» стало гораздо сложнее. К слову, формально срок полномочий Барзани уже истек. Но в failed state такие вопросы не считаются самыми существенными…

Падение цен на нефть в первое время как-то компенсировалось ростом объемов экспорта. Но потом объемы вышли «на полку», а цена продолжила падать. От Багдада денег не было. Война с Халифатом продолжалась.

Короче, на сегодняшний день правительство молодой, но очень гордой автономии - глубокий банкрот. И ехала делегация из Эрбиля в Багдад, в общем-то, с одной целью - просить денег.

А в самом иракском бюджете тоже дыра огромных размеров. И премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади вряд ли был настроен благосклонно рассмотреть просьбы Барзани. Эрбиль продолжает экспортировать нефть в обход Багдада? Продолжает. Киркук по-прежнему контролирует пешмерга, и нефть с Киркука продается Иракским Курдистаном? По-прежнему. В Башике все еще сидят турки? Еще сидят. Какие деньги, Нечирван?

К слову, ранее Джо Байден «резко осудил» присутствие турецких войск в Башике. Но что-то Байден оказывается не слишком последовательным в проведении интересов США на Ближнем Востоке. Во время своего визита в Анкару 23 января стороны достигли неких нераскрытых соглашений по поводу этой иракской военной базы. Вроде как Эрдоган предложил считать размещение турецких войск «защитой от ИГ». И что база является «частью сил международной коалиции». И что где-то «в будущем планируется совместное использование базы коалицией и иракскими вооруженными силами». В общем, Вашингтон это проглотил.

Особых результатов поездка Барзани в Багдад не принесла. А больше всего Хайдера аль-Абади, должно быть, позабавила просьба Эрбиля о финансировании пешмерги. «А зачем мне кормить чужую армию, когда у меня на свою денег нет?» - удивился аль-Абади наглости своего курдского коллеги.
Военные вопросы обсуждались и вне финансового контекста - в частности, будущее взятие Мосула (контролируется Исламским Халифатом). Объективно оценив свои силы, стороны сошлись на том, что сейчас брать Мосул некому. Если международная коалиция подкинет вооружения и денег, если поддержит с воздуха, если будет на то воля Аллаха - когда-нибудь в будущем Мосул надо отбивать. Когда-нибудь…

Международная коалиция не торопится. У них свои планы. Вот в Ливии - там внезапно возникла угроза планетарного масштаба, срочно нужно лететь бомбить, а Мосул… Мосул коалиции почему-то неинтересен. Американский генерал Л. Остин заявлял, что операция может начаться то ли весной, то ли вообще летом. Штаб обещал штурм Мосула еще в апреле-мае 2015, но выполнять обещания, как видим, не торопится. Подвижек пока не видно.
Да и сами иракские силы в Мосул не торопятся. Местные им явно не будут рады. Читай: будут взрывать и резать. Очень много из тех, кто был против власти Халифата, вынуждены были бежать из города.



Мосул.

До сих пор отношения между Эрбилем и Багдадом нельзя назвать враждебными. Да, стороны принимают резкие решения. Но пока всем управляет финансовая подоплека, глубокого антагонизма между центром и Курдистаном нет.

Это не значит, что такой антагонизм не появится в дальнейшем. Помимо Киркука, пешмерга контролирует еще территории в провинциях Ниневия, Салах-ад-Дин и Дияла. Скорее всего, пока пешмерга не уступит эти позиции лояльным Багдаду вооруженным формированиям, бюджетных денег Эрбиль не увидит. А уступать территории курды не намерены.

Раздосадованный итогами встречи Барзани, вернувшись в Эрбиль, (в очередной раз) завел разговоры о референдуме по независимости Иракского Курдистана. Отношения с Багдадом это, разумеется, не улучшило. Но на этот раз и Анкара наверняка пригрозила курдскому лидеру нехорошими последствиями. Турции нужен подконтрольный источник нефти по соседству, независимый Курдистан на своих границах ей никак не нужен.

Потом Барзани полетел на конференцию в Мюнхен. Там он опять переговорил с аль-Абади, провел встречи с немцами, французским министром обороны, королем Иордании, британским министром иностранных дел, и, разумеется, с турецкой стороной. Денег, кажется, не дал никто. Все кивали головами: да, Мосул нужно освобождать, да, горячо поддерживаем… Но без команды из Вашингтона толку от этих заявлений немного.

Тем временем Халифат огрызается. Военная база в Башике сейчас является самым близким от Мосула военным объектом, и салафиты решили сделать то, на что не хватило духу у Багдада - атаковать турок. Вряд ли экстремисты представляют большую угрозу для Башика - у турок там, в частности, имеется 11 танков. Но под шумок Турция может и увеличить военный контингент в регионе под предлогом нападений ИГ.

Ливия. Очень показательным, на мой взгляд, является наблюдение оперативников спецслужб о смещении фокуса в операциях Исламского Халифата. Руководство Халифата рекомендовало вербовщикам направлять муджахидов в Ливию, а не в Шам. Действительно, зачем в Сирии и Ираке, где авиаудары и боевые столкновения ежедневно убивают десятки бойцов Халифата, нужны свежие пополнения. А вот в Ливии, где интенсивность боев пока на порядок ниже, «пушечное мясо» почему-то оказалось нужнее.
Я уже не говорю про вопрос военного снабжения. Очевидно, что организовать его в Ливии будет намного сложнее.

С другой стороны, своя логика в этом есть. В западной части Сирии Халифат могут разбить в течение считанных месяцев. Рано или поздно придет черед Мосула и других опорных пунктов фундаменталистов. В случае прямого вмешательства Турции Халифат как таковой становится уже не нужным. Задачи той войны, видимо, он уже не выполнил, или выполнил не до конца.

Зато вокруг Ливии наблюдается нездоровый ажиотаж Запада. Без большого притока боевиков коалиция рискует раскатать здесь Халифат за пару месяцев - глядишь, даже до президентских выборов в США. Очевидно, что планы у них другие. Ведь могут возникнуть вопросы: если так быстро справились в Ливии, почему в Ираке прогресс настолько затянулся? Да и в Шаме к тому времени Халифат сильно потеснят - как же теперь жить без глобальной угрозы? Вирус Зика всё-таки не тянет на роль нового пугала. Нет, вероятно, военная операция в Ливии будет достаточно затяжной…

Тем более появляются сообщение, что боевики Халифата перемещаются на юг, в пустынные районы, готовясь к будущим авианалетам Запада. Очевидно, что одновременно как раз выстраиваются маршруты снабжения и организуется поддержка на территории Чада, Нигера и Северного Судана. Глобальная угроза, не забываем.

Французы не теряют времени даром. На авиабазе Бенина (около Бенгази) замечено присутствие ок. 180 французских военных. Примечательно, что ливийские военные не рады видеть иностранных солдат на своей земле.

Президентский Совет в воскресенье вечером всё-таки договорился о новом составе правительства национального единства. Цитируя одного из членов Совета, О. аль-Асвада, «Президентский Совет не вникал в резюме министров, они просто получили бумагу с фамилиями и приняли ее без дискуссии».

Естественно, без накладок с такими процедурами не обошлось. Министр иностранных дел Мухаммед аль-Тахер Саяла был связан с окружением Каддафи, что может стать поводом для формального отклонения кабинета парламентом. Министр финансов Фахер Бу Фарна вообще был не в курсе выдвижения своей кандидатуры и заявил, что откажется от назначения.

Но больше всего скепсиса вызывают комментарии членов Совета из Киренаики. Новый состав кабинета имеет мало шансов на голосовании в парламенте. Причины против, которые будут называться - не более чем формальности, игра слов. Восток - дело тонкое. Гораздо важнее то, что в парламенте очень сильны позиции федералистов. И они согласны лишь на тот состав правительства, который как минимум не сможет препятствовать ползучей федерализации страны.

Нынешний премьер-министр (представляющий Тобрук) аль-Синни довольно последовательно проводит этот курс с момента ссоры с Триполи. Пока не произошло значимых событий, которые заставили бы Тобрук пересмотреть свою позицию. А позиция эта, естественно, не устраивает Триполи. И такое положение может продлиться неопределенно долго. Стороны пока не понимают, какую большую (и главное, срочную) ответственность на них возложил Запад. Ведь без правительства национального единства внешняя военная операция возможна лишь совсем уж в критических случаях.

Значит, такие значимые события могут произойти в ближайшем будущем. И скорее всего, эти события будут подталкивать ситуацию к критическому уровню.

политика, Ирак, война, failed state, Ливия, кризис, конспироложество, Сирия, Турция, нефть

Previous post Next post
Up