Она утонула.
Ладно, не совсем всё так плохо, она всего лишь применила экстренное торможение.
Впрочем, давайте по порядку.
Вначале познакомимся с
недавней публикацией Джейн Халтмайер, экономиста, работающей в ФРС США. Статья называется «Замедление глобальной торговли».
Важнейший график из нее:
![](http://ic.pics.livejournal.com/giovanni1313/50472229/149060/149060_900.png)
(
Read more... )
Возврат на капитал во многом зависит от уровня конкуренции. Эта тема как раз важна в контексте глобализации: конкуренция, став глобальной, резко усилилась. Но есть ли тут прямая связь с инновациями?
Я бы выделил два момента, касающихся торможения инноваций.
Первый - это норма инвестиций, соотношение инвестиций и потребления. Здесь есть общая, культурная составляющая - то самое "общество потребления". Но это слишком "тонкие материи", непонятно, что они дают в практическом плане.
Зато есть и конкретная, "железная" составляющая - демография. Есть реальная проблема старения населения, доказана связь между старением и уровнем инвестиций. Если мы посмотрим на время наивысших темпов научно-технического прогресса - это было время демографического перехода. Тогда снижение детской смертности и старая многодетная модель семьи дали очень высокую долю молодежи в составе населения. Последний "привет" из той эпохи - послевоенный бэби-бум. Самые продуктивные годы этого поколения пришлись на 1965-2000. Всё, этот ресурс уже исчерпан.
Второй момент - это образование. По сей день образовательные технологии мало чем отличаются от средневековых - лекции, семинары и пр. Но сложность задач, стоящих перед учеными и инженерами, возросла на порядки. В отличие от демографии, здесь есть очень хорошие перспективы по внедрению новых практик. Когда накопится "критическая масса", мы можем надеяться на ускорение НТП.
Reply
>Но сложность задач, стоящих перед учеными и инженерами, возросла на порядки.
Забавно, я пытался как-то выразить эту мысль тут http://tnenergy.livejournal.com/77924.html
>В отличие от демографии, здесь есть очень хорошие перспективы по внедрению новых практик.
Я бы больше рассчитывал на успехи когнитивной науки (аугментация мозга) и появление ИИ, чем на сдвиги в технологиях обучения. После этого технический прогресс может резко ускорится.
Reply
На аугментацию homo у меня не такие большие надежды. Увы, архитектура платформы налагает очень серьезные ограничения.
Reply
Leave a comment