Ив Смит (
www.nakedcapitalism.com) сделал хороший
пост по недавним изменениям на ипотечном рынке США. На опасениях о сворачивании QE процентная ставка по 30-летней ипотеке с фиксированной ставкой поднялась за один месяц на 68 б.п., до
4,16%. Банки не верят, что это движение краткосрочное. Процитируем Марка Хансона (
а к нему стоит внимательно прислушиваться):
«После 5-летнего периода понижательного давления на ставки, когда всякий, кто мог соответствовать условиям, рефинансировался вновь и вновь, позволяя банкам перекредитовать ипотеку и заработать небольшую долю на каждом понижении ставки, - но «лавочку прикрывают» на неопределенное время…
Этим утром я узнал, что три крупных частных ипотечных банка, за которыми я плотно слежу, чтобы быть в курсе тенденций на ипотечном рынке, ВСЕ объявили большие сокращения персонала (прием, обработка, андеррайтинг, подготовка документов, финансирование, сопровождение) от 25% до 50% в прошлую пятницу и вчера. Очевидно, это означает, что мои данные по количеству заявок на рефинансирование, которое упало на 65%-90% за последние три недели, являются более точными, чем запаздывающий индекс МВА. Индекс, скорее всего, покажет многолетний минимум в следующем месяце».
Рефинансирование шло на пользу потребителю, поскольку более низкие ставки оставляли заемщику больше средств на потребительские расходы. Однако эффект был не таким большим, как может показаться на первый взгляд. Больше всего выгоды получает не заемщик, а банки и прочие организации в виде комиссий. Ив Смит приводит e-mail товарища по имени MBS Guy:
«Рынок рефинансирования - на самом деле «вампирский» бизнес. Это способ для кредиторов, брокеров, юристов и прочих нахлебников получить неплохую комиссию с заемщика, снова и снова, а тот, в свою очередь, выигрывает совсем немного. У меня нет сомнений, что эффект от финансовой политики, направленной на понижение ставок, был намного меньше ожидаемого из-за всех этих комиссий за рефинансирование, которые были заплачены на пути. Если бы большая часть займов была с плавающей ставкой, положительный эффект падающих ставок для заемщиков (а не для ипотечных брокеров) был бы куда больше».
Последний раз ставки были на текущих уровнях в сентябре 2011 года. Существенное их повышение вряд ли вписывается в сценарий сокращения покупок MBS Федрезервом. Я надеюсь, что Б.Бернанке не читает до обеда советских нью-йоркских газет, потому что последние радуют нас
такими вот заголовками в духе «если мы пишем, что проблемы нет - значит, она как-нибудь сама рассосётся».
Статья уверяет нас в том, что, во-первых, большая часть покупок недвижимости делается без привлечения кредита, а во-вторых, текущие условия все равно хорошие. Автор деликатно умалчивает, что большая часть домохозяйств не имеет достаточных денег для оплаты полной стоимости жилья, а большинство покупок без ипотеки совершается с инвестиционными целями. Кроме того, повышение ставок сопровождается ростом цен на недвижимость и откатом располагаемых трудовых доходов населения на уровень сентября прошлого года. Даже чисто психологический эффект - ожидание того, что ставки вернутся на старые, более низкие уровни, - способен очень сильно повлиять на спрос в ближайшей перспективе. При этом мы еще не стали свидетелями сокращения покупок MBS со стороны Федрезерва. Если бы такое сокращение стартовало - ставки по ипотеке улетели бы еще дальше. А сокращать покупки придется, видимо, не позднее 1 кв. следующего года.
Вся надежда - на смягчение условий кредитования. Пока в этом направлении
есть подвижки, но они небольшие. Будем уповать на жадность банкиров: им придется как-то компенсировать выпадающие доходы от резкого сокращения деятельности по рефинансированию. Пока же будущее рынка недвижимости туманно даже при поддержке Феда. Слабовато выглядит всё это «восстановление»…