Интересное расследование “Wired” рассказывает о том, как израильская государственная пропаганда адаптируется к современным интернет-реалиям, и как «Гугл» превращает это в выгодный бизнес.
История вращается вокруг Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Организация была создана в 1949 г., после полного провала ооновского плана по разделу Британской Палестины на израильское и арабское государства, закончившегося войной и гуманитарной катастрофой. За время своего существования организация набрала серьезный вес - сейчас в ней занято более 30 тыс. человек из общего штата ООН, составляющего около 125 тыс. человек.
У БАПОР есть партнерская некоммерческая организация в Штатах, БАПОР США. Работает она в том же направлении, организация гуманитарной помощи. И в основном занимается сбором пожертвований.
Чтобы собирать пожертвования с обычных граждан, нужно, чтобы на тебя обратили внимание. Нужна реклама. В интернете она работает очень хорошо. Поэтому БАПОР США давал рекламу в «Гугле», где в качестве ключевого слова было название организации.
В октябре 2023 случаются всем известные события. И в один прекрасный момент БАПОР США обнаруживает, что рекламу по своему названию дают не только они. Но и израильское Государственное агентство по рекламе. Кликнув на проспонсированный Израилем баннер, пользователь попадает на специально созданную страницу, где пропаганда во всех красках расписывает, насколько нехорошая организация этот самый БАПОР, насколько она погрязла в связях с Хамас, насколько она виновна в терроризме, ну и так далее. Вы поняли идею. Короче, это не оооновская гуманитарная организация, а чуть ли не ячейка ИГИЛ, которую надо срочно
судить Международным Судом. Хотя нет, лучше Израильским Военным Судом,
он типа еще справедливее.
Вскоре обнаружилось, что кампания пропаганды не ограничивается только рынком поисковых запросов. Израиль также записал видеоролики примерно в том же ключе и продвигал их показы пользователям, на Ютьюб и новостных сайтах.
Денег на рекламу израильское Министерство Правды не жалело. Последующий анализ выдачи рекламы по списку из 300 ключевых слов, связанных с БАПОР, показал, что израильская пропаганда показывалась в 44% случаев, а реклама пожертвований БАПОР США - только в 34%.
Разумеется, БАПОР США была недовольна таким поворотом и решило бороться с израильской машиной пропаганды. Благо, быстро нашелся и удобный аргумент. Как писал в своё время Адольф Гитлер, «чем чудовищнее солжешь, тем скорее тебе поверят». Израильские пропагандисты, слава богу, еще не полностью взяли идеи «Майн Кампф» на вооружение - но и цели сделать свою агитку максимально честной и непредвзятой у них тоже не было. В материалах хватало неточностей, передергиваний и неправды.
Это дало возможность БАПОР США обратиться в «Гугл» и заявить, что Израиль ведет кампанию по массовой дезинформации. Что, разумеется, строго-настрого запрещено внутренними правилами ИТ-гиганта.
Но ответ «Гугла» на обращение БАПОР США был не очень похож на официальное внутреннее разбирательство. Представитель ИТ-гиганта сообщил НКО, что израильская реклама снята с показа. Однако при этом пресс-секретарь «Гугла» сказал “Wired”, что никаких нарушений рекламной политики не было. На каком основании тогда сняли рекламу? Неизвестно. Вопрос был кулуарненько решен кем-то из менеджмента.
Волюнтаристских решений хватило ненадолго. В январе израильская пропаганда исчезла из рекламной выдачи, а в мае она появилась вновь. Правда, кликбейт-тексты баннеров стали лучше намекать, какой контент они продвигают - что-то типа «с БАПОР не всё так однозначно...». Содержимое страниц, на которые ведут эти ссылки, почти не поменялось.
БАПОР США вновь пошла жаловаться в «Гугл» - но настроения там уже поменялись. Менеджмент оставил новые жалобы без внимания.
Тогда БАПОР решила зайти с другой стороны: копирайта. Если у тебя есть копирайт на своё название - просто так упоминать его в рекламном тексте не получится. Но и тут гугловские юристы решили не в пользу БАПОР. Ее рекламный аккаунт зарегистрирован в Иордании. А торговую марку в этой стране она получить не потрудилась.
Анонимные источники из «Гугла» рассказали журналисту, что история с БАПОР - это только часть массивной рекламной кампании Израиля по формированию выгодных ему взглядов. Число жалоб на израильскую пропаганду очень велико - причем как со стороны пользователей гугловских сервисов, так и внутри самой компании.
Источники подозревают, что одобрение «Гуглом» новых пропагандистских рекламных кампаний вызвано тем, что ИТ-гигант боится навлечь на себя гнев Израиля и не хочет проблем с бизнесом в этой стране. Действительно, еще ни одна корпорация не стала богатой, топя за этику и принципиальность. PROFIT - превыше всего.
Вот и вся история. История победы государственной машины пропаганды. На первый взгляд, история вполне обыденная: пропаганда побеждает
далеко не в первый раз, и Израиль - далеко не единственная страна, делающая на нее большую ставку.
Но пара нюансов, заслуживающих отдельного упоминания, в ней всё-таки есть. Во-первых, действия Израиля - это хрестоматийная кампания по дезинформации, организуемая государственным игроком, foreign disinformation campaign. Хоть в учебники вноси.
Эта тема сейчас играет
одну из первых ролей во внешнеполитической повестке Штатов, наряду с технологическими санкциями в отношении конкурирующей державы. Эта тема доминирует в отношениях ИТ-корпораций и органов власти. Это проблема, которой сами ИТ-корпорации поклялись давать самый бескомпромиссный отпор.
И это тема, виновниками в которой неизменно являются страны «оси Зла»: Россия, Иран, Китай. Никакого Израиля в этой повестке нет. И быть не может. Потому что он принадлежит к оси Добра.
Тесные, нерушимые связи внутри оси Добра не ускользнули от внимания протестующих. Фото от 18.10.2023, Амман, Иордания
Друзьям - всё, врагам - закон. В отличие от многих своих незадачливых коллег по оси Добра, Израиль
очень активно пользуется этой «индульгенцией». Что, в общем-то, начисто сводит на нет всю эту риторику о «недопустимости иностранного вмешательства» и «беспощадной борьбе с дезинформацией». Но ладно, в политике этика и принципиальность работают еще хуже, чем в бизнесе.
Интересней другое. Русские, персидские и прочие «фабрики троллей» пытаются выдать себя за тех, кем они не являются, пытаются эксплуатировать и обманывать технологические системы социальных медиа - в общем, пытаются задействовать соц. медиа «не по назначению» и втайне от их руководства. Заметим, что такие приемы
не чужды и израильскому правительству.
Но вот «официальная» рекламная кампания, в которой государство честно платит деньги платформе за показы ее сообщений - это совершенно другая история. Это система, работающая так, как задумано. Это система, где обе стороны прозрачны в своих намерениях и выполняют свои положенные обязательства. Это сильно повышает воспринимаемую «легитимность» таких пропагандистских кампаний. Пропаганда и дезинформация становятся «бизнесом-как-обычно», частью новой нормальности.
А ИТ-корпорации становятся частью машины пропаганды. Органичной, добровольной и очень эффективной частью.
Однако еще один нюанс делает эту новую нормальность особенно противоестественной. Дело в том, что, пока кликаются ссылки, крутится счетчик и оплачиваются счета, в регионе идёт «горячая» война. Война, имеющая катастрофические гуманитарные последствия - пожалуй, не менее серьезные, чем в 1947-49.
И пропагандистский «бизнес-как-обычно» очень, очень тесно связан с этой войной.
У машины пропаганды нет цели давать максимально честную и непредвзятую информацию. Нынешняя ее цель - оправдание войны. И агитация за войну на стороне своих хозяев.
Именно на этих двух вещах «Гугл» и зарабатывает свою рекламную выручку.
_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм:
Экономика знаний. Подписывайтесь!