Машинное зрение: слишком дорого для экономики?

Feb 01, 2024 16:11


Мы продолжаем срывать покровы критически анализировать экономические исследования по теме замещения работников искусственным интеллектом. Сегодня мы познакомимся с работой «Beyond AI Exposure: Which Tasks are Cost-Effective to Automate with Computer Vision?», посвященной экономической привлекательности замены людей на ИИЭта работа была широко ( Read more... )

ИИ, рынок труда, экономика, онолитека, роботизация, технологии

Leave a comment

vanxant February 1 2024, 14:55:27 UTC

Разбор бомба!

Единственное, чего можно было бы добавить - явного разделения на "сильный" и "слабый" ИИ.

Сильный это универсальный, мультимодальный, с большим запасом общих сведений и способностью к самообучению, т.е. то, что мы привыкли считать собственно "интеллектом". Но, с другой стороны, дорогой по ресурсам и деньгам, почти наверняка облачный, и всё равно требующий доводки под конкретную задачу.

А слабый - это алгоритм, натасканный на одну конкретную задачу. Отличный пример - постановка диагноза по рентгеновскому снимку. Он может быть не только быстрее и дешевле, но и точнее "среднестатистического" человека (ссылку не дам, но соответствующее исследование было). Уставший дежурный врач в травмпункте может что-то и пропустить...

И вот такие слабые ИИ уже не просто внедряются, в ряде областей они давно эксплуатируются. Например, OCR давно и без всяких там видеокарт потеснил "машинисток", набиравших текст с бумаги - и вот этот кейс вполне можно было бы и обсчитать с точки зрения бухгалтерии.

Reply

snake_d_ha February 2 2024, 05:34:20 UTC

Машинисток все-таки на мой взгляд вынесли не OCR, а текстовые редакторы с возможностью корректировать введенный текст.
Резко упала цена ошибки, и печатать стали конечные пользователи, а не специалисты.

Но разделение отличное, и хороший вопрос, считать ли слабый ИИ таки И, или это просто натренированный алгоритм не сложнее тоже же OCR?

Reply

giovanni1313 February 2 2024, 09:04:03 UTC
Как называть - это вопрос личных предпочтений :) (без шуток, границы здесь довольно размытые). Для экономики самое главное - может ли эта штука выполнять экономически полезные задачи. А они могут, что OCR, что слабый ИИ.

Reply

vanxant February 2 2024, 10:06:49 UTC

Вероятно вы пропустили джинсу FineReader-а в 90-ых, когда OCR только появился, и надо было продать саму идею. Причем не только софта, но и сканера.

У них была шикарная статья с претензией на научность. Вот взяли 20 опытных машинисток из разных отраслей, дали им одни и те же документы общей длиной 100 страниц. Каждую попросили сначала набрать, а потом это же отсканировать и распознать. Точность получилась примерно одинаковая, 1-2 ошибки на страницу, зато затраты времени в 10 раз меньше. Покупайте файнридер!

Reply

109 February 2 2024, 06:13:29 UTC
Сильный это универсальный, мультимодальный, с большим запасом общих сведений и способностью к самообучению, т.е. то, что мы привыкли считать собственно "интеллектом". Но, с другой стороны, дорогой по ресурсам и деньгам, почти наверняка облачный

Не очень понятно, о чём слово "облачный". Если pre-training, то конечно облачный (и распараллеленный на много GPU), иначе будет очень долго даже для тех моделей, которые вы назвали "слабыми". Если речь об inference, то есть об использовании готовой модели, то там достаточно одной видеокарточки средней мощности.

Reply

vanxant February 2 2024, 06:43:28 UTC

Назовите любой один ИИ, претендующий на статус "сильного" аля ChatGPT пусть даже не свежих версий, который можно запустить на видеокарточке. Фиг с ним, пусть будет хотя бы на одном специализированном сервере с 8 ии-видеокарточками. Т.е. в одном ящике, который можно купить, пусть даже и по цене квартиры, и просто поставить, например, в удалённом офисе, чтобы он их там обслуживал независимо от связи и правил передачи персданных.

Reply

109 February 2 2024, 08:58:59 UTC
Да, я немного забежал в будущее, извините 🙂

Вот здесь подробная статья: https://community.juniper.net/blogs/sharada-yeluri/2023/10/03/large-language-models-the-hardware-connection?CommunityKey=44efd17a-81a6-4306-b5f3-e5f82402d8d3

Scroll down туда, где про inference написано.

For example, Meta's LLaMA model typically needs 16 A100 GPUs for inferenceНу то есть тут уже клауд не нужен, это просто ящик в углу офиса ( ... )

Reply

vanxant February 2 2024, 09:57:41 UTC

Ну, посмотрим, что победит - рост прожорливости нейросеток или рост производительности ИИ-чипов. Первое пока в принципе побеждает с явным преимуществом, но есть надежда, что там есть потолок, когда число нейронов становится уже достаточным для удовлетворительного качества. В конце концов, у слонов и дельфинов мозг значительно крупнее человеческого, но они хоть и умные животные, но до человека не дотягивают.

Reply

109 February 3 2024, 06:56:00 UTC
Ну, посмотрим, что победит - рост прожорливости нейросеток или рост производительности ИИ-чипов

Это да, прожорливость вполне может победить, поскольку ящик в углу офиса - это не основной use case, а облако - основной.

у слонов и дельфинов мозг значительно крупнее человеческого

А тут логика не очень понятна - не то, чтобы я спорил, просто хочется поподробнее.

Reply

109 February 2 2024, 09:01:35 UTC
Я ответил подробно, и даже со ссылкой, что привело к блокированию коммента. Придётся ждать, когда хозяин разблокирует.

Reply

neznaika_nalune February 2 2024, 19:01:26 UTC
У меня большой профессиональный опыт в области алгоритмов машинного зрения (хотя и несколько устаревший, я не занимался этим в последние годы). А сын - молодой рентгенолог, сейчас в ординатуре (residency ( ... )

Reply

vanxant February 2 2024, 19:12:21 UTC

Насколько я понял, ваш сын работает где-то в западной стране?

Просто скажу, что в РФ это уже внедряют в рамках государственной телемедицины, когда там условно есть ФАП (фельдшерско-акушерский пункт) где-нибудь в посёлке нефтяников, там есть рентген, и фельдшер умеет делать снимки, но не умеет их нормально интерпретировать. Поэтому там стоит "слабый ИИ", который не только переломы подсвечивает, но и подозрение на онкологию.

Китайцы ещё года на 3 впереди.

Reply

neznaika_nalune February 2 2024, 19:40:39 UTC
Да, в США (Бостон).

Я рад, что подобные системы внедряются в России и, надеюсь, с реальной пользой. Но сомневаюсь, что они будут вытеснять реальных врачей (в обозримой перспективе), скорее будут вспомогательными инструментами.

Reply

giovanni1313 February 4 2024, 12:27:07 UTC
Если не секрет, насколько именно устаревший у Вас опыт в области машинного зрения ( ... )

Reply

neznaika_nalune February 4 2024, 18:53:24 UTC
Последний раз я полноценно занимался задачами машинного зрения около 10 лет назад. С тех пор прогресс очень большой, не спорю. Я немного слежу за этой областью, но в машинном обучении и ИИ специалистом не являюсь ( ... )

Reply

_meskalito_ April 2 2024, 10:33:28 UTC
Не существует никакого "сильного" ИИ.

Это фантазии хайпожеров и их буйных рекламщиков.

Reply


Leave a comment

Up