Отводишь взгляд в сторону, когда смартфон решает показать тебе рекламу? Откладываешь девайс, пока не закончится очередной навязчивый ролик от корпоративных маркетологов? Тебе должно быть стыдно! Корпоративные маркетологи заплатили целых 1,5 американских цента за то, чтобы показать тебе свой великолепный Продукт® - а ты таким грубым и примитивным образом обманываешь их ожидания!
На самом деле ты такой не один: до 70% видеорекламы фильтруется пользователями именно таким образом. Обратив внимание на эту чудовищную неэффективность,
американский стартап "MoviePass" решил приучить пользователя к железной дисциплине. Найдя для этого простое, гениальное и в меру антиутопическое решение: отслеживать взгляд пользователя.
Пока ты смотришь на экран с рекламой - ролик проигрывается. Отвел глаза - реклама ставится на паузу и терпеливо ждет момента, когда ты опять сосредоточишь внимание на Продукте®.
Подрывную технологию планируется использовать в не менее подрывном приложении "PreShow". Суть его тоже проста: пользователю будут показывать рекламу. Нон-стоп. А тот должен, не отрываясь, ее смотреть. И смотреть. И смотреть. Замотивирован пользователь будет тем, что за успешную концентрацию на Продукте® ему будет начисляться виртуальная валюта, которую можно обменять на билеты в кинотеатр.
Честно говоря, на философском уровне концепция просто потрясает. Это апофеоз
монетизации внимания, прощание со всеми архаичными пережитками вроде "контента", "интересности" и "активности". Пользователю доступна одна-единственная интеракция: нажать на рекламу, чтобы купить Продукт®. Это логический предел, в котором теряют значимость все человеческие свойства пользователя, что, в свою очередь, делает не более чем продуктом его самого. Это гротеск, пугающе близкий к идеям Пелевина из "Generation "П".
Основателя "MoviePass", впрочем, мало заботят пелевинские коннотации и прочая философия. Он создает антиутопию не за идею, а за деньги. И потому налегает на более прозаические термины - которые, в отличие от пелевинской зауми, способны взбудоражить неокрепшие умы венчурных инвесторов. Например, такое убойное нынче комбо, как "web3" и "play-to-earn".
Нет сомнений, что с такой трендовой подачей стартап без труда найдёт деньги на развитие. Тем более, что, на первый взгляд, у идеи все в полном порядке с монетизацией. Однако на второй взгляд, с упомянутой выше стоимостью рекламного контакта 1,5-2 цента и ценой билетика в кино 10-15 долларов пользователю придется осилить 500-1000 рекламных роликов, чтобы "отбить" полагающееся вознаграждение. Это много. Даже при средней длине ролика 30 секунд - от 4 до 8 часов непрерывной рекламы. Тут даже самые стойкие любители халявы могут начать задаваться вопросом - "а оно мне надо?".
Впрочем, с "халявными" венчурными деньгами "MoviePass" может позволить гораздо менее утомительные для пользователей рекламные "нормативы". Благо это не первая попытка стартапа покупать киношные билеты за рубли и продавать их за копейки: в 2016 "MoviePass" начал предлагать безлимитный доступ в кино без всякого web3-хайпа, по модели подписки, и очень быстро вылетел в трубу.
Но каким бы ни был итог работы "MoviePass", я уверен, что технология отслеживания взгляда при просмотре видеорекламы уже в ближайшее время будет принята на вооружение всеми платформами. Уж слишком легко сейчас проигнорировать рекламное послание - и слишком легко организовать контроль над тем, чтобы ты отнесся к этому посланию с должным вниманием. На кону стоят десятки миллиардов долларов - объем рынка цифровой видео-рекламы - и рекламодатели очень заинтересованы в том, чтобы эти доллары давали им гарантированный доступ к умам потребителей. За техническую сторону беспокоится не стоит - разработкой займутся ИТ-гиганты, в которых работают топовые девелоперы планеты.
Беспокоиться надо разве что о реакции публики - так как сперва такая насильственная приватизация пользовательского внимания вызовет бурю возмущения. Но прошлый опыт показывает, что люди к этому очень быстро привыкнут. Да и монопольное положение ИТ-платформ ограничивает выбор альтернатив.
Если недовольные все же останутся, у ИТ-гигантов есть опция "морковки перед носом": так же, как "MoviePass", платить какие-то деньги пользователям за просмотр рекламы. Если сейчас рекламная выручка делится между платформой и создателями контента, то в будущем может возникнуть третий получатель - непосредственно адресат рекламы.
В конце концов, если внимание монетизируется, хозяин этого внимания вправе претендовать на свою долю средств. И, на самом деле, это будет неплохим шагом в развитии рынка внимания: до сих пор у одной из сторон на нем нет совершенно никаких инструментов для влияния на рыночные процессы.
_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм:
Экономика знаний. Подписывайтесь!